Наименование ОО
|
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение - детский сад № 92
|
Тема проекта
|
Предметно-пространственная
среда, направленная на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников
|
Актуальность проекта
|
На современном
этапе образования актуальным становится поиск и реализация эффективных программ,
технологий, методик развития личностного потенциала. Как показывают
исследования, добиться успехов и результатов могут только те люди, которые
обладают высоким личностным развитием, социальной компетентностью,
эмоциональной грамотностью, способностью к саморегуляции.
Для того, чтобы
была заложена «азбука» развития личностного потенциала в дошкольном
воспитании в соответствии с ФГОС ДО, приоритетными задачами становятся
социализация, индивидуализация, развитие социального и эмоционального
интеллекта. Целевой ориентир, который
затрагивает развитие эмоционального и социального интеллекта детей
дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает
установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе,
обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со
сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен
договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства,
в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты»
С появлением вариативного
образования в детских садах стали востребованы программы, способствующие
личностному развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, знакомству с
миром эмоций.
Для реализации любой из программ,
технологий направленных на
социально-эмоциональное развитие необходима специальная
образовательная среда, способствующая развитию эмоционального и социального
интеллекта. Данная тенденция обусловлена тем фактом, что одним из ключевых условий
реализации ФГОС ДО выступает образовательная среда, которая «гарантирует
охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников,
обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие
воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических
работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного
образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».
В связи с чем
актуальным является разработка методики построения предметно-пространственной
среды, которая будет способствовать социально-эмоциональному развитию
дошкольников.
|
Связь проекта с РЛП и средовым
подходом к образованию
|
Организация
предметно-пространственной среды, направленной на социально-эмоциональное
развитие воспитанников, способствует развитию:
-
личностной и эмоциональной сферы дошкольников,
-
способности понимания себя, самоорганизации и
саморегуляции,
-
коммуникативных способностей, умений
взаимодействовать с окружающими
-
умений ставить и достигать цели, справляться с
трудностями,
-
активной самореализации и полному раскрытию их
личностного потенциала.
Формирование данного ресурсного
потенциала обеспечивает позитивное изменение взаимодействий участников
образовательного процесса, условий и механизмов их развития и саморазвития.
Интеграция
предметно-пространственных условий с организационно-технологическим и
социальным компонентами образовательной среды позволяет реализовывать модель
личностно развивающей образовательной среды, которая является ключевым
фактором влияния на развитие личностного потенциала.
|
Идея проекта
|
В основу
проекта положена идея о том, что социально-эмоциональное развитие
дошкольников будет развиваться наиболее эффективно, если будут созданы
условия, обеспечивающие реализацию программы социально-эмоционального
развития посредством внедрения в предметно-пространственную среду материалов,
способствующих формированию у детей эмоционального и социального интеллекта.
|
Цель проекта
|
Создание условий для внедрения программы
социально-эмоционального развития старших дошкольников через организацию ППС
|
Задачи проекта
|
1.Способствовать развитию у дошкольников
навыков идентификации и понимании причин эмоций.
2. Создать условия для развития
эмоциональной регуляции дошкольников;
3. Способствовать развитию
коммуникативной и социальной компетентности дошкольников в процессе
социального взаимодействия.
|
Распределение ролей, зон ответственности в проекте
|
Воспитатели Осипова
И.Н. и Доронкина О.В. - оснащение центра настольно-печатных игр, центра
сенсорики, центра конструирования.
Воспитатель Белявкина
Е.А. - оснащение центра управления эмоциями.
Воспитатель Сотникова Н.А. - оснащение центра
настольно-дидактических игр «Академия Монсиков», центра театрализованной
игры, центра экспериментирования «Почемучка». Структурирование описания продукта
проекта.
|
Информация об аудитории проекта (адресность
проекта)
|
Содержание проекта ППС
предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений для оптимальной
организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного
образования, направленной на социально-эмоциональное развитие
дошкольников в условиях детского сада.
Также
проект может быть интересен школьным педагогам для заимствования
рассматриваемых материалов в школьную образовательную среду.
Не
исключено, что данные разработки могут представлять интерес и для родителей
дошкольников, школьников, заинтересованных в социально-эмоциональном развитии
своих детей.
|
Действия воспитателей в рамках проекта
|
В рамках проекта
воспитателями был организовано профессиональное обучающееся сообщество, целью
которого было: систематизация знаний, получаемых на курсе Развития
личностного потенциала; выявление проблемы дошкольного образовательного
учреждения; выбор направления.
В рамках проекта
воспитателями был Личная заинтересованность каждого педагога способствовала
распределению зон ответственности членов команды и активное взаимодействие в
процессе разработки проекта.
Осипова И.Н. и
Доронкина О.В. подбирали и изготавливали дидактические игры, направленные на
идентификацию эмоций для центра
настольно-печатных игр, центра сенсорики, центра конструирования.
Белявкина Е.А.
разрабатывала материалы, направленные на эмоциональную регуляцию, на основе
учебно-методических материалов Программы «Социально-эмоциональное развитие
детей» для центра управления эмоциями.
Сотникова Н.А. –
определяла оснащение центра настольно-дидактических игр «Академия Монсиков»,
центра театрализованной игры, центра экспериментирования «Почемучка». А также
структурировала описание материалов предметно-пространственной среды,
направленной на
социально-эмоциональное развитие дошкольников, по принципу трёх компонентов
(материального, организационного, личностного).
В процессе разработки
проекта происходило взаимодействие между педагогами в целях взаимоподдержки, обмена
идей, по вопросам поиска, обмена, структурирования информации.
Были определены методы
и рекомендации по реализации проекта; спрогнозирована эффективность проекта.
Были подведены итоги
проекта – составлено описание наполнения ППС.
Проведена рефлексия и
сформированы идеи
|
Методические приемы
|
Педагогическую деятельность по
социально-эмоциональному развитию с помощью данных разработок можно проводить
следующими методическими приемами:
Наглядными: демонстрация материалов
предметно-пространственной среды, наблюдение за собственными ощущениями, за
окружающими
Словесными: описание материалов
предметно-пространственной среды; чтение и рассказ сюжетов, отражающих
содержание предметно-пространственной среды; беседа, обсуждение ситуаций,
ощущений, действий, совершаемых в данной предметно-пространственной среде.
Практическими: проведение дидактических, театрализованных
игр, упражнений, экспериментов, моделирования с использованием материалов
предметно-пространственной среды для развития эмоционального и социального
интеллекта.
В процессе взаимодействия с
детьми в центрах активности используется метод развития эмоционального
интеллекта с помощью Монсиков.
|
Рекомендации по использованию методических приемов
|
Предполагается,
что разработанное оснащение предметно-пространственной будет использоваться в
непосредственно-образовательной деятельности, проводимой по УМК Программы
«Социально-эмоциональное развитие детей», а также по другим
учебно-методическим комплексам, направленным на социально-эмоциональное
развитие дошкольников.
Разнообразие материалов
разрабатываемой предметно-пространственной среды, направленных на
социально-эмоциональное развитие, позволяет использовать их в занятиях,
направленных на решение других образовательных задач - развитие
познавательной, творческой, двигательной активности детей.
Реализация данного проекта в
режимных моментах предусматривается в тех ситуациях, когда необходимо
обратить внимание на эмоциональное состояние участников образовательного
процесс, их взаимодействия.
В свободной самостоятельной
детской деятельности воспитанники могут обращаться к любому материалу
разработанного оснащения предметно-пространственной среды – непосредственно
для определения эмоционального состояния, его регулирования, коррекции
взаимоотношений. Для выражения, проживания своих эмоций, для разрешения
конфликтов. А также – для решения других собственных детских замыслов.
Данная детская деятельность
может быть организована педагогом, а также реализована по собственной детской
инициативе.
|
Описание проекта (описание разработок проекта, мероприятий,
представление плана работы и пр.), описание оценочных и диагностических
процедур по сопровождению проекта
|
В ходе
разработки проекта, направленного на создание ППС для внедрения в
образовательный процесс программы социально-эмоционального развития, нами
были разработаны центры группового помещения, а также систематизирован
примерный перечень необходимых материалов, игр, пособий. Проект представлен
материальным, организационным и личностным компонентами
предметно-пространственной среды в центрах активности.
Нами были изучены
следующие программы: авторская программа И.А.Дворецкая, Е.В.Горинова, Н.Е.Рычков социально-эмоционального
развития старших дошкольников; авторская программа по развитию эмоционального
интеллекта Виктории Шиманской «Академия Монсиков». Данные
программы были взяты для ориентира, необходимого для наполнения
образовательных центров необходимыми материалами.
Таким образом, нам
удалось разработать проектно-пространственную среду, представленную центрами
активности с учетом материального, организационного и личностного компонента
среды и включает в себя следующие центры:
- методический центр воспитателя;
- центр театрализованной игры;
- центр настольно-дидактических игр
«Академия Монсиков»;
- центр экспериментирования «Почемучка»;
- центр конструирования;
- центр настольно-печатных игр;
- центр эмоциональной
регуляции;
- центр изо-творчества.
Данный проект является открытым и
предполагает доработку центров активности.
Оценка эффективности данного
проекта будет определяться через наблюдение за детской активностью в
преобразованных центрах ППС, за интенсивностью и частотой используемых
материалов, а также по результатам освоения программы
«Социально-эмоциональное развитие детей»
|
Рекомендации по использованию результатов проекта
в педагогической практике
|
Материалы ППС могут быть использованы в НОД
организованных по УМК СЭР РЛП, а также по другим УМК, направленные
непосредственно на СЭР.
Разнообразие материалов ППС, направленные на СЭР
позволяет использовать их в НОД, например, на решение других образовательных
задач (развитие познавательной, творческой, двигательной активности).
Реализация данного проекта в режимных моментах
предусматривается, когда необходимо обратить внимание на эмоциональное
состояние участников ОП, их взаимодействия.
В свободной самостоятельной детской деятельности,
когда дети обращаются к материалам посредственно для определения
эмоционального состояния, его регулирования, коррекции взаимоотношений. Для
выражения проживания своих эмоций, для разрешения конфликтов, а также для
решения других детских замыслов.
|
Эффекты проекта
|
Эффективность данного проекта заключается в том,
что преобразованная среда становится инструментом социально-эмоционального
развития дошкольников, одним из гласных условий организации
личностно-развивающей образовательной среды.
В результате преобразования ППС повышается
компетентность педагога, реализуется его творческий потенциал, развивается
личностный потенциал педагога.
Появляются новые возможности для реализации
индивидуализации, когда во взаимодействии педагога и ребенка поддерживается и
развивается своеобразие каждого ребенка, когда дети, взаимодействуя друг с
другом, являются активными в выборе содержания собственной деятельности.
|
Результативность проекта
|
Результатом проекта станет эффективное реализация
программы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Разработанное
оснащение среды будет способствовать определению построения индивидуального
маршрута воспитанников исходя из результатов проведенного мониторинга
компетенций социально-эмоционального развития.
Взаимодействие с
воспитанниками в центрах
активности будут способствовать
организации различных форм образовательной деятельности, направленной на
развитие компетенций социально-эмоционального развития.
|
Выводы по итогам проектной деятельности (значимые
продукты педагогического проекта)
|
Итогом данного проекта
является структурированный перечень центров активности предметно-пространственной
среды с описанием материалов с учетом материального, организационного и
личностного компонента среды: методические, демонстрационные материалы, выбранные
и изготовленные дидактические настольно-печатные, театрализованные игры, упражнения,
задания и эксперименты.
Данные материалы
направлены на развитие у дошкольников навыков идентификации и понимании
причин эмоций, эмоциональной регуляции дошкольников, а также коммуникативной
и социальной компетентности дошкольников в процессе социального
взаимодействия.
|