ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

05.12.2022

Проект

 Предметно-пространственная среда, направленная на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников 

ПЗ 1. Анализ РПВ ДОО.docx (скачать)
ДОУ 92_Проект СЭР_02.11.22 01.30.pdf (скачать) (посмотреть)
Приложение 1. Наполнение ППС СЭР.pdf (скачать) (посмотреть)

Наставнический проект в рамках реализации программы по РЛП «Предметно-пространственная среда, направленная на социально-эмоциональное развитие старших дошкольников»

16.11.2022

 

Команда разработчиков:

Е.А.Белявкина - воспитатель,

О.В.Доронкина – воспитатель,

И.Н.Осипова - воспитатель

Н.А.Сотникова - воспитатель.

 Паспорт проекта

 

Срок проекта:   01 декабря 2022 г. – 31 декабря 2025 г.

Наименование ОО

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад № 92

Тема проекта

Предметно-пространственная среда, направленная на социально-эмоциональное развитие старших  дошкольников

 

  Актуальность проекта

 

На современном этапе образования актуальным становится поиск и реализация эффективных программ, технологий, методик развития личностного потенциала. Как показывают исследования, добиться успехов и результатов могут только те люди, которые обладают высоким личностным развитием, социальной компетентностью, эмоциональной грамотностью, способностью к саморегуляции.

Для того, чтобы была заложена «азбука» развития личностного потенциала в дошкольном воспитании в соответствии с ФГОС ДО, приоритетными задачами становятся социализация, индивидуализация, развитие социального и эмоционального интеллекта. Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального и социального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты»

С появлением вариативного образования в детских садах стали востребованы программы, способствующие личностному развитию, совершенствованию коммуникативных навыков, знакомству с миром эмоций.

Для реализации любой из программ, технологий направленных на  социально-эмоциональное развитие необходима специальная образовательная среда, способствующая развитию эмоционального и социального интеллекта. Данная тенденция обусловлена тем фактом, что одним из ключевых условий реализации ФГОС ДО выступает образовательная среда, которая «гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья воспитанников, обеспечивает эмоциональное и морально-нравственное благополучие воспитанников, способствует профессиональному развитию педагогических работников, создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования, обеспечивает его открытость и мотивирующий характер».

В связи с чем актуальным является разработка методики построения предметно-пространственной среды, которая будет способствовать социально-эмоциональному развитию дошкольников.

Связь проекта с РЛП и средовым подходом к образованию

 

 Организация предметно-пространственной среды, направленной на социально-эмоциональное развитие воспитанников, способствует развитию:

-         личностной и эмоциональной сферы дошкольников,

-         способности понимания себя, самоорганизации и саморегуляции,

-         коммуникативных способностей, умений взаимодействовать с окружающими

-         умений ставить и достигать цели, справляться с трудностями,

-         активной самореализации и полному раскрытию их личностного потенциала.

Формирование данного ресурсного потенциала обеспечивает позитивное изменение взаимодействий участников образовательного процесса, условий и механизмов их развития и саморазвития.

Интеграция предметно-пространственных условий с организационно-технологическим и социальным компонентами образовательной среды позволяет реализовывать модель личностно развивающей образовательной среды, которая является ключевым фактором влияния на развитие личностного потенциала.

Идея проекта

В основу проекта положена идея о том, что социально-эмоциональное развитие дошкольников будет развиваться наиболее эффективно, если будут созданы условия, обеспечивающие реализацию программы социально-эмоционального развития посредством внедрения в предметно-пространственную среду материалов, способствующих формированию у детей эмоционального и социального интеллекта.

Цель проекта

Создание условий для внедрения программы социально-эмоционального развития старших дошкольников через организацию ППС

   

Задачи проекта

 1.Способствовать развитию у дошкольников навыков идентификации и понимании причин эмоций.

2. Создать условия для развития эмоциональной регуляции дошкольников;

3. Способствовать развитию коммуникативной и социальной компетентности дошкольников в процессе социального взаимодействия.

Распределение ролей, зон ответственности в проекте

Воспитатели Осипова И.Н. и Доронкина О.В. - оснащение центра настольно-печатных игр, центра сенсорики, центра конструирования.

Воспитатель Белявкина Е.А. - оснащение центра управления эмоциями.

Воспитатель Сотникова Н.А. - оснащение центра настольно-дидактических игр «Академия Монсиков», центра театрализованной игры, центра экспериментирования «Почемучка». Структурирование описания продукта проекта.

Информация об аудитории проекта (адресность проекта)

Содержание проекта ППС предназначено педагогам дошкольных образовательных учреждений для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, направленной на социально-эмоциональное развитие дошкольников в условиях детского сада.

Также проект может быть интересен школьным педагогам для заимствования рассматриваемых материалов в школьную образовательную среду.

Не исключено, что данные разработки могут представлять интерес и для родителей дошкольников, школьников, заинтересованных в социально-эмоциональном развитии своих детей.

Действия воспитателей в рамках проекта

В рамках проекта воспитателями был организовано профессиональное обучающееся сообщество, целью которого было: систематизация знаний, получаемых на курсе Развития личностного потенциала; выявление проблемы дошкольного образовательного учреждения; выбор направления.

В рамках проекта воспитателями был Личная заинтересованность каждого педагога способствовала распределению зон ответственности членов команды и активное взаимодействие в процессе разработки проекта.Хочу такой сайт

Осипова И.Н. и Доронкина О.В. подбирали и изготавливали дидактические игры, направленные на идентификацию эмоций  для центра настольно-печатных игр, центра сенсорики, центра конструирования.

Белявкина Е.А. разрабатывала материалы, направленные на эмоциональную регуляцию, на основе учебно-методических материалов Программы «Социально-эмоциональное развитие детей» для центра управления эмоциями.

Сотникова Н.А. – определяла оснащение центра настольно-дидактических игр «Академия Монсиков», центра театрализованной игры, центра экспериментирования «Почемучка». А также структурировала описание материалов предметно-пространственной среды,

направленной на социально-эмоциональное развитие дошкольников, по принципу трёх компонентов (материального, организационного, личностного).

В процессе разработки проекта происходило взаимодействие между педагогами в целях взаимоподдержки, обмена идей, по вопросам поиска, обмена, структурирования информации.

Были определены методы и рекомендации по реализации проекта; спрогнозирована эффективность проекта.

Были подведены итоги проекта – составлено описание наполнения ППС.

Проведена рефлексия и сформированы идеи

Методические приемы

Педагогическую деятельность по социально-эмоциональному развитию с помощью данных разработок можно проводить следующими методическими приемами:

Наглядными: демонстрация материалов предметно-пространственной среды, наблюдение за собственными ощущениями, за окружающими

Словесными: описание материалов предметно-пространственной среды; чтение и рассказ сюжетов, отражающих содержание предметно-пространственной среды; беседа, обсуждение ситуаций, ощущений, действий, совершаемых в данной предметно-пространственной среде.

Практическими: проведение дидактических, театрализованных игр, упражнений, экспериментов, моделирования с использованием материалов предметно-пространственной среды для развития эмоционального и социального интеллекта.

В процессе взаимодействия с детьми в центрах активности используется метод развития эмоционального интеллекта с помощью Монсиков.

Рекомендации по использованию методических приемов

Предполагается, что разработанное оснащение предметно-пространственной будет использоваться в непосредственно-образовательной деятельности, проводимой по УМК Программы «Социально-эмоциональное развитие детей», а также по другим учебно-методическим комплексам, направленным на социально-эмоциональное развитие дошкольников.

Разнообразие материалов разрабатываемой предметно-пространственной среды, направленных на социально-эмоциональное развитие, позволяет использовать их в занятиях, направленных на решение других образовательных задач - развитие познавательной, творческой, двигательной активности детей.

Реализация данного проекта в режимных моментах предусматривается в тех ситуациях, когда необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние участников образовательного процесс, их взаимодействия.

В свободной самостоятельной детской деятельности воспитанники могут обращаться к любому материалу разработанного оснащения предметно-пространственной среды – непосредственно для определения эмоционального состояния, его регулирования, коррекции взаимоотношений. Для выражения, проживания своих эмоций, для разрешения конфликтов. А также – для решения других собственных детских замыслов.

Данная детская деятельность может быть организована педагогом, а также реализована по собственной детской инициативе.

Описание проекта (описание разработок проекта, мероприятий, представление плана работы и пр.), описание оценочных и диагностических процедур по сопровождению проекта

 

В ходе разработки проекта, направленного на создание ППС для внедрения в образовательный процесс программы социально-эмоционального развития, нами были разработаны центры группового помещения, а также систематизирован примерный перечень необходимых материалов, игр, пособий. Проект представлен материальным, организационным и личностным компонентами предметно-пространственной среды в центрах активности.

Нами были изучены следующие программы: авторская программа И.А.Дворецкая, Е.В.Горинова, Н.Е.Рычков  социально-эмоционального развития старших дошкольников; авторская программа по развитию эмоционального интеллекта Виктории Шиманской «Академия Монсиков». Данные программы были взяты для ориентира, необходимого для наполнения образовательных центров необходимыми материалами.

Таким образом, нам удалось разработать проектно-пространственную среду, представленную центрами активности с учетом материального, организационного и личностного компонента среды и включает в себя следующие центры:

 - методический центр воспитателя;

 - центр театрализованной игры;

 - центр настольно-дидактических игр «Академия Монсиков»;

 - центр экспериментирования «Почемучка»;

- центр конструирования;

- центр настольно-печатных игр;

- центр эмоциональной регуляции;

- центр изо-творчества.

 Данный проект является открытым и предполагает доработку центров активности.

Оценка эффективности данного проекта будет определяться через наблюдение за детской активностью в преобразованных центрах ППС, за интенсивностью и частотой используемых материалов, а также по результатам освоения программы «Социально-эмоциональное развитие детей»

Рекомендации по использованию результатов проекта в педагогической практике

Материалы ППС могут быть использованы в НОД организованных по УМК СЭР РЛП, а также по другим УМК, направленные непосредственно на СЭР.

Разнообразие материалов ППС, направленные на СЭР позволяет использовать их в НОД, например, на решение других образовательных задач (развитие познавательной, творческой, двигательной активности).

Реализация данного проекта в режимных моментах предусматривается, когда необходимо обратить внимание на эмоциональное состояние участников ОП, их взаимодействия.

В свободной самостоятельной детской деятельности, когда дети обращаются к материалам посредственно для определения эмоционального состояния, его регулирования, коррекции взаимоотношений. Для выражения проживания своих эмоций, для разрешения конфликтов, а также для решения других детских замыслов.

Эффекты проекта

Эффективность данного проекта заключается в том, что преобразованная среда становится инструментом социально-эмоционального развития дошкольников, одним из гласных условий организации личностно-развивающей образовательной среды.

В результате преобразования ППС повышается компетентность педагога, реализуется его творческий потенциал, развивается личностный потенциал педагога.

Появляются новые возможности для реализации индивидуализации, когда во взаимодействии педагога и ребенка поддерживается и развивается своеобразие каждого ребенка, когда дети, взаимодействуя друг с другом, являются активными в выборе содержания собственной деятельности.

 

Результативность проекта

Результатом проекта станет эффективное реализация программы «Социально-эмоциональное развитие дошкольников». Разработанное оснащение среды будет способствовать определению построения индивидуального маршрута воспитанников исходя из результатов проведенного мониторинга компетенций социально-эмоционального развития.

Взаимодействие с воспитанниками  в центрах активности  будут способствовать организации различных форм образовательной деятельности, направленной на развитие компетенций социально-эмоционального развития.

Выводы по итогам проектной деятельности (значимые продукты педагогического проекта)

Итогом данного проекта является структурированный перечень центров активности предметно-пространственной среды с описанием материалов с учетом материального, организационного и личностного компонента среды: методические, демонстрационные материалы, выбранные и изготовленные дидактические настольно-печатные, театрализованные игры, упражнения, задания и эксперименты.

Данные материалы направлены на развитие у дошкольников навыков идентификации и понимании причин эмоций, эмоциональной регуляции дошкольников, а также коммуникативной и социальной компетентности дошкольников в процессе социального взаимодействия.

 
 

 

ДОУ 92_Проект СЭР_02.11.22 01.30.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».