Дома играем - речь развиваем

09.03.2023

«ДОМА ИГРАЕМ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»

 

Для ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его всестороннее развитие, формируется личность в целом. Ребенок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает времени в обществе близких ему людей, тем теснее становятся взаимоотношения, возникают  общие интересы и родство душ.

Вашему вниманию предлагаются игры, которые в домашних условиях могут быть вами проиграны вместе с ребенком.

 

«Я вижу…»

По дороге домой из детского сада (в д/сад). Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они.

Например: Вот забор. Он синий. Я заметил кошку – она полосатая.

 

«Скажи наоборот»

Взрослый начинает предложение, ребёнок заканчивает его словом – наоборот.

Сахар сладкий, а лимон ….   

Луна видна ночью, а солнце …

Огонь горячий, а лёд …  

Дорога широкая, а тропинка. … 

Камень тяжёлый, а пух …

           

«Сыщики»

Цель: расширение словарного запаса детей.

Взрослый: Какие слова – предметы  можно достать из сумки? Их салата? Плательного шкафа? Холодильника? И т.д.

 

«Продолжи предложение»

Взрослый начинает фразу, ребенок ее продолжает теми словами, которые подходят по смыслу.

Я надену шапку, потому что…

Нужно мыть руки, чтобы…..

Надо обуваться, потому что…

Я возьму с собой сумку , потому что….

Нужно поточить карандаш  для того, чтобы…..

 

«Вкусняшки»

Цель: учить подбирать слова к определенному признаку предмета.

Ребенок называет «сладкое слово» и кладет взрослому на ладошку, теперь взрослый называет, и т.д. пока не закончатся сладкие слова. Можно играть в «кислые, соленые, горькие слова».

 

«Фантазёры»

Цель: развитие речи, мышления, освоение причинно – следственных связей.

Предложим ребёнку пофантазировать и закончить предложение:

"Если на улице лужи, то …" (был дождь, для прогулки надо надеть резиновые сапоги, взять зонтик)

"Если выпал снег, то…"

"Если съесть много мороженого, то…"

 

 

 

«Найди игрушку»

Цель: развитие умения употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.

На стол выкладываем много предметов, хорошо знакомых ребёнку. Спрячьте любую игрушку или положите ее на видное место. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение:

"Где стоит матрёшка?"  "На столе или под?" "Около чего стоит матрёшка?"

Придумать свои предложения с предлогами: НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, С (СО)

 

«Чьё всё это?»Хочу такой сайт

Ребёнку показывается картина с изображением животного и задаются вопросы, на которые ребёнок отвечает одним словом.

Вопросы: Чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи

Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

 

«Хвастунишки»

Взрослый: "Я говорю, что у меня один предмет, а ты ответишь, что у тебя много

таких предметов"

Н – р: Взрослый ""У меня один апельсин

Ребёнок "А у меня много апельсинов"

Желательно включать в игру слова, в которых ребёнок допускает ошибки: н – р, карандаш, ухо, стул, стол, ведро, дом, пень, сумка, рот, дерево, рукав, окно и др.

 

«Ловушка»

Взрослый называет слова. Ребёнок хлопает в ладоши, если услышит в слове заданный звук.

Например: поймай звук С.

Собака, лампа, капуста, сапоги, телефон, рыба, сова, посылка, торт, мак, маска и т.д.

«Сочини загадку»

Цель: развитие речи, памяти, воображения, мышления, внимания.

Пробуем описать знакомый предмет, не называя его. Взрослый – ребенку, ребенок – взрослому. Н – р:

-  Деревянный, прямоугольный, светлый, с дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф)

-  Он острый, опасный, металлический, с деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож)

 

«Что бывает…?»

Цель: развитие умения подбирать к слову – признаку как можно больше слов – предметов и правильно их согласовывать.

Зелёный - …… помидор, крокодил.

Красное – ……платье, яблоко.

Белая – …..косынка, глина.

Деревянный - …..стул, стол.

 

 «Какое число рядом?»

Взрослый называет число, просит ребенка назвать соседей числа (предыдущее и последующее) и объяснить свой ответ. Например: соседи числа 5 – 4 и 6. Можно усложнить игру: взрослый называет два числа

и предлагает ребенку сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются местами.

«Считай, продолжай»

       Взрослый называет число, а ребенок должен назвать три последующих. Например: взрослый называет – 2, ребенок продолжает – 3, 4, 5. Другие варианты: назвать три последующих числа и увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.

 

 

 

«Умные пальчики»

       На столе лежит мешочек  со счетным материалом (мелкие игрушки, пуговицы, бусинки и т.д.) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши, просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и положить рядом соответствующую цифру или нужное количество кружков. Потом можно поменяться ролями.

   

«Положи столько же»

     В игру можно играть везде. Взрослый выкладывает в ряд камешки (пуговицы, кубики, кристаллы). Ребенку необходимо положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите положить больше пуговиц или меньше тоже в ряд, можно составлять логические ряд.

   

Желаю успехов и радости от общения с детьми!

   

Учитель-логопед

МБДОУ-детский сад №92

Подоксенова А.А.

 
Дома играем - речь развиваем.doc (скачать)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».