09.03.2023
«ДОМА ИГРАЕМ, РЕЧЬ РАЗВИВАЕМ»
Для
ребенка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой
проходит его всестороннее развитие, формируется личность в целом. Ребенок очень
рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает
бесплодно для ребенка. Чем больше выпадает времени в обществе близких ему
людей, тем теснее становятся взаимоотношения, возникают общие интересы и родство душ.
Вашему вниманию
предлагаются игры, которые в домашних условиях могут быть вами проиграны вместе
с ребенком.
«Я вижу…»
По дороге домой из детского сада (в
д/сад). Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы,
мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем какие они.
Например: Вот забор. Он
синий. Я заметил кошку – она полосатая.
«Скажи наоборот»
Взрослый начинает
предложение, ребёнок заканчивает его словом – наоборот.
Сахар сладкий, а лимон ….
Луна видна ночью, а
солнце …
Огонь горячий, а лёд
…
Дорога широкая, а
тропинка. …
Камень тяжёлый, а пух …
«Сыщики»
Цель: расширение
словарного запаса детей.
Взрослый: Какие слова – предметы можно достать из сумки? Их салата? Плательного
шкафа? Холодильника? И т.д.
«Продолжи предложение»
Взрослый начинает фразу,
ребенок ее продолжает теми словами, которые подходят по смыслу.
Я надену шапку, потому
что…
Нужно мыть руки, чтобы…..
Надо обуваться, потому
что…
Я возьму с собой сумку ,
потому что….
Нужно поточить
карандаш для того, чтобы…..
«Вкусняшки»
Цель: учить подбирать
слова к определенному признаку предмета.
Ребенок называет «сладкое
слово» и кладет взрослому на ладошку, теперь взрослый называет, и т.д. пока не
закончатся сладкие слова. Можно играть в «кислые, соленые, горькие слова».
«Фантазёры»
Цель: развитие речи,
мышления, освоение причинно – следственных связей.
Предложим ребёнку
пофантазировать и закончить предложение:
"Если на улице лужи,
то …" (был дождь, для прогулки надо надеть резиновые сапоги, взять зонтик)
"Если выпал снег,
то…"
"Если съесть много
мороженого, то…"
«Найди игрушку»
Цель: развитие умения
употреблять предлоги, навыков ориентирования в пространстве.
На стол выкладываем много
предметов, хорошо знакомых ребёнку. Спрячьте любую игрушку или положите ее на
видное место. Пусть ребенок поищет ее, а найдя, обязательно определит местонахождение:
"Где стоит
матрёшка?" "На столе или
под?" "Около чего стоит матрёшка?"
Придумать свои
предложения с предлогами: НА, ПОД, В, ИЗ, К, ОТ, МЕЖДУ, ЧЕРЕЗ, С (СО)
Ребёнку показывается
картина с изображением животного и задаются вопросы, на которые ребёнок
отвечает одним словом.
Вопросы: Чей хвост? Чьё
ухо? Чья голова? Чьи глаза?
Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи
Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.
«Хвастунишки»
Взрослый: "Я говорю,
что у меня один предмет, а ты ответишь, что у тебя много
таких предметов"
Н – р: Взрослый
""У меня один апельсин
Ребёнок "А у меня
много апельсинов"
Желательно включать в
игру слова, в которых ребёнок допускает ошибки: н – р, карандаш, ухо, стул,
стол, ведро, дом, пень, сумка, рот, дерево, рукав, окно и др.
«Ловушка»
Взрослый называет слова.
Ребёнок хлопает в ладоши, если услышит в слове заданный звук.
Например: поймай звук С.
Собака, лампа, капуста,
сапоги, телефон, рыба, сова, посылка, торт, мак, маска и т.д.
«Сочини загадку»
Цель: развитие речи,
памяти, воображения, мышления, внимания.
Пробуем описать знакомый
предмет, не называя его. Взрослый – ребенку, ребенок – взрослому. Н – р:
- Деревянный, прямоугольный, светлый, с
дверцами, в него можно складывать вещи (шкаф)
- Он острый, опасный, металлический, с
деревянной ручкой, им можно резать хлеб (нож)
«Что бывает…?»
Цель: развитие умения
подбирать к слову – признаку как можно больше слов – предметов и правильно их
согласовывать.
Зелёный - ……
помидор, крокодил.
Красное –
……платье, яблоко.
Белая –
…..косынка, глина.
Деревянный - …..стул,
стол.
«Какое число рядом?»
Взрослый называет число,
просит ребенка назвать соседей числа (предыдущее и последующее) и объяснить
свой ответ. Например: соседи числа 5 – 4 и 6. Можно усложнить игру: взрослый
называет два числа
и предлагает ребенку
сказать, какое число находится между ними. Потом играющие меняются местами.
«Считай, продолжай»
Взрослый называет число, а ребенок
должен назвать три последующих. Например: взрослый называет – 2, ребенок
продолжает – 3, 4, 5. Другие варианты: назвать три последующих числа и
увеличить (уменьшить) каждое число на один. Поменяйтесь ролями.
«Умные пальчики»
На столе лежит мешочек со счетным материалом (мелкие игрушки,
пуговицы, бусинки и т.д.) и цифры. Взрослый хлопает несколько раз в ладоши,
просит ребенка отсчитать столько же игрушек, сколько тот услышит хлопков, и
положить рядом соответствующую цифру или нужное количество кружков. Потом можно
поменяться ролями.
«Положи столько же»
В игру можно играть везде. Взрослый
выкладывает в ряд камешки (пуговицы, кубики, кристаллы). Ребенку необходимо
положить столько же, не считая (один под другим). Усложните игру, предложите
положить больше пуговиц или меньше тоже в ряд, можно составлять логические ряд.
Желаю
успехов и радости от общения с детьми!
Учитель-логопед
МБДОУ-детский
сад №92
Подоксенова
А.А.