«РАЗВИТИЕ ЗВУКОВЫСОТНОГО СЛУХА У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

06.06.2019

«РАЗВИТИЕЗВУКОВЫСОТНОГОСЛУХАУДЕТЕЙДОШКОЛЬНОГОВОЗРАСТА"

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения уже с раннего возраста.

Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Если использовать игровые приёмы и доступный материал, дети проявляют эмоциональную отзывчивость. Этому требованию отвечают музыкально-дидактические упражнения, которые дают возможность в игровой форме обучать и закреплять знания по развитию музыкального слуха. Например, для младшего возраста используются пары карточек с изображением животных. На одной изображение взрослого животного, на другой - детеныша.

Все животные разные, и это добавляет дополнительный интерес детям. Занятие с карточками не надоедают, так как каждый раз интересно «а какие карточки попадутся сегодня». Задания с карточками могут быть различными. Например, всем детям раздаются пары карточек, обязательно обговаривается, что взрослые животные поют средним голосом, а детеныши - высоким. Педагог наигрывает отрывок мелодии в среднем или высоком регистре, дети должны поднять соответствующую карточку. При таком задании сразу видно кто из детей выполняет самостоятельно и правильно, а кто смотрит на других или ошибается, т.е присутствует диагностический момент.

Для активизации детей можно предложить им самим использовать исполнить роль взрослого животного или детеныша. В этом случае карточки раздаются по одной на каждого ребенка. Педагог рассказывает: «В одном дворе жили курица с цыплёнком, гусь с гусёнком и т.д. Вдруг подул ветер, да такой сильный, что все мамы растеряли своих детенышей. Первой стала звать своего малыша мама-курица» Пропевает «ко-ко-ко» на ноте фа, ребенок с картинкой курицы повторяет. Затем педагог продолжает: «Услышал свою маму маленький цыплёнок и запищал тоненьким голосом «пи-пи-пи». Поёт на ноте до2, ребенок с картинкой цыпленка повторяет. Таким же образом находят мамы и остальных малышей. Это задание даёт педагогу возможность услышать каждого ребёнка, отметить его исполнительские данные. При этом во всех случаях нужно положительно оценить пение детей. В работе над развитием музыкального слуха также используется «Музыкальный букварь» Н.А. Ветлугиной, музыкальная лесенка, фланелеграф. Задания по определению высоких и низких звуков сопровождается выкладыванием на фланелеграфе большой и маленькой птицы и т.д. или передвигаются по музыкальной лесенке маленькие игрушки (одновременно пропеваются высокие и низкие звуки). Также при пропевании мелодии можно показывать ее направление рукой, чем выше рука, тем выше звук.

В средней группе дети имеют определённый запас различных музыкальных впечатлений, соответственно усложняются и задания. Дети воспроизводят не только высокий и низкий звуки, они знакомятся с менее контрастным (среднем) звуком. Конечно, задания предлагаются не только в игровой форме. Например, в гости к малышам приходят матрёшки: большая Зина, средняя Таня и маленькая Маша. Внимание фиксируется на звучании трёх звуков – ми, соль диез, си или фа, до2; затем педагог пропевает имя Зина на ми или фа и ставит матрёшку на нижнюю ступеньку лесенки. Дети пропевают то же самое. На соответствующей ступеньке находят место матрёшки Таня и Маша. Варьируя это упражнение, педагог положение руки показывает различную высоту звука, а дети без музыкального сопровождения поют тот звук, который им показывают. Далее упражнение усложняется: педагог берёт на фортепиано те же звуки в разной тональности и пропевает имена матрёшек. Дети рукой показывают высоту и поют, называя имена матрёшек. Таким образом, данное упражнение помогает в закреплении высоты звуков, а работа над гласными при пропевании имён матрёшек способствует протяжности, напевности звука, формирует певческую артикуляцию. Пение на слог зи помогает достичь звонкости, а сочетание гласной с согласной ти мформирует правильное звучание.

Для активации, а также для диагностики может быть использована следующая игра с матрешками. Детям раздаются матрешки трех размеров, большие, средние и маленькие матрешки, сделанные из картона, в красных, зеленых и синих сарафанах соответственно.

Дети выбирают какими матрешками они хотят играть. Детям 4-5 лет на выбор предлагаются матрешки маленькие и большие, детям 6-7 лет – маленькие, средние по величине и большие. После этого дети садятся подгруппами: отдельно с матрешками в красных сарафанах, отдельно – с матрешками в зеленых сарафанах, отдельно – с матрешками в синих сарафанах

Музыкальный руководитель исполняет плясовую мелодию в верхнем, нижнем или среднем регистре. Матрешки в руках детей «пляшут»: если плясовая в верхнем регистре – пляшут матрешки в синих сарафанах, если в нижнем регистре – пляшут матрешки в красных сарафанах и если плясовая в среднем регистре – то пляшут матрешки в зеленых сарафанах.

II вариант.

В разных местах зала располагаются 2 или 3 обруча (в зависимости от возраста детей: матрешки 2-х или 3-х видов), в каждом из которых лежат матрешки 2-х (или 3-х) различных цветов. Дети с матрешками в сарафанах различных цветов стоят вокруг обручей в зависимости от цвета сарафана выбранной матрешки. Музыкальный руководитель исполняет плясовые мелодии (либо звучат аудиозаписи) в различных регистрах. Пляшут соответственно дети с различными по величине матрешками в сарафанах разного цвета. В конце после того как попляшут все матрешки, и музыка заканчивается – чей кружок быстрее соберется?

Для старшей и подготовительной групп для развития звуковысотного звука хорошо использовать индивидуальные фланелеграфы, на которых дети самостоятельно выкладывают рисунок только что прослушанной мелодии. Более сложное задание, выложить не только мелодическую линию, но и размерами фигурок передать ритмический рисунок.

В работе над чистотой интонации большое внимание надо уделять распеванию, т.е. включать певческие упражнения, которые являются прекрасным вспомогательным материалом при обучении детей пению и способствуют развитию музыкального слуха и голоса. Для этого с первого занятия второй младшей группы хорошо использовать игровое распевание А. Евтодьевой. Эти упражнения изначально построены как диалог между персонажами, один из которых поет средним голосом, а другой высоким. Все распевки сопровождаются красочными иллюстрациями. Дети с удовольствием исполняют данные упражнения, а также учатся передавать характер и настроение того или иного персонажа. Систематическое применение этих упражнений способствует развитию естественного, лёгкого звучания голоса и чистоты интонации.

В работе по обучению детей пению большое значение имеет повторение пройденного материала. Это способствует выработке навыков чистого пения, развивает музыкальную память, помогает закреплению певческих навыков.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.