Особенности ежедневной организации жизни и деятельности детей

06.06.2019

Организация режима пребывания детей

в образовательной организации

Режим функционирования учреждения выстраивается в зависимости от возрастных особенностей развития, положений законодательных документов, потребности родителей.

Продолжительность работы ДОУ 10,5часов.

Родители имеют право выбора режима посещения ДОУ.

Правильный режим дня – это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток.

Преобладание у детей возбуждения над торможением требует от воспитателя большого внимания, чтобы вовремя переключать детей с одного вида деятельности на другой и этим предотвратить чрезмерное утомление тех или иных участков головного мозга.

Время организации основных режимных процессов в детском саду и дома согласовывается с родителями.

При организации режима формируется образ жизни ребенка, закладываются основы здоровой организации жизни на будущее, когда рядом может не оказаться воспитателей и подрастающему человеку многое придется решать самому. Итогами этой кропотливой работы с детьми на протяжении всех лет должны стать:

- понимание ребенком необходимости планировать свое время в течении дня, то есть понимание необходимости так называемого распорядка дня ( и в детском саду, и дома);

- знание ребенком жизненно необходимых компонентов распорядка дня, без которых нельзя вырасти сильным, красивым, здоровым;

- умение самостоятельно готовиться к таким постоянным компонентам распорядка дня, как прогулка, прием пищи, сон.

Важнейшие требования организации режимных процессов:

· Спокойный, доброжелательный тон воспитателя.

· Отсутствие напряженности и ускоренного темпа проведения режимных процессов.

· Недопустимость сокращения времени в режиме дня, отведенного для игровой деятельности детей, т.к. она является ведущей в дошкольном возрасте.

Рациональный режим дня предусматривает:

1. Достаточной длительности дневной сон: 2 - 2,5 часа (в зависимости от возраста).

2. Соблюдение периода бодрствования детей младшего исреднего дошкольного возраста 5,5-6 часов; старшего 5,5-6,5 часов.

3. Ежедневное пребывание детей на свежем воздухе (до 3 - 4 часов суммарно в холодное время года; в теплое время года нахождение детей на свежем воздухе как можно больше времени).

4. Соблюдение интервалов между приемами пищи от 3,5 до 4,5часов с учетом возраста детей.

5. Реализацию здоровьесберегающих технологий при организации образовательной деятельности с детьми.

6. Регламентацию длительности коррекционно-развивающей непосредственно образовательной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных физиологических возможностей организма детей.

7. Выделение времени для игровой и других видов самостоятельной деятельности детей.

Режим дня

Холодный период

Содержание деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Прием детей, индивидуальная коррекционная деятельность

7.30 – 8.20

7.30 – 8.10

7.30 – 8.30

Утренняя гимнастика

8.20 – 8.28

8.10 – 8.18

8.30 – 8.40

Игровая деятельность

-

8.18-8.25

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.28 – 8.50

8.25 – 8.50

8.40 – 8.55

Двигательная активность

8.50 –9.00

8.50 –9.00

8.5 5- 9.00

Непосредственно образовательная деятельность

9.00 – 9.30

9.40 – 10.10

10.20-10.50

9.00 – 9.25

9.35 – 10.00

10.10-10.35

9.00 – 9.30

9.40 – 10.10

10.20-10.50

Двигательная активность

9.30 – 9.40

10.10-10.20

9.25 – 9.35

10.00-10.10

9.30 – 9.40

10.10-10.20

Второй завтрак

10.50-11.00

10.35-10.45

10.50-11.00

Подготовка к прогулке, прогулка

11.00 – 12.30

10.45 – 12.25

11.00 – 12.35

Возвращение с прогулки

12.30 – 12.35

12.25-12.30

12.35– 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.35 – 13.00

12.35 – 13.00

12.40 – 13.00

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

Подъем, ленивая гимнастика, закаливание

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

Игры,

самостоятельная

деятельность

15.20 – 16.00

15.20 – 16.00

15.20 – 16.05

Чтение художественной литературы

16.00-16.20

16.00-16.20

16.05 – 16.25

Подготовка к полднику, полдник

16.20 – 16.45

16.20 – 16.45

16.25 – 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

Самостоятельная деятельность детей занимает в режиме дня не менее 2,5-3,5 часов.

Режим дня разработан на принципах гибкости, адекватности возрастным психофизиологическим особенностям детей группы и способствуетих гармоничному развитию.

В условиях организации режимных моментов планируются и не директивно решаются задачи образовательной деятельности с детьми.

Режим дня

Теплый период

Содержание деятельности

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная

к школе группа

Прием детей

(на открытом воздухе),

игровая деятельность

7.30 – 8.20

7.30 – 8.10

7.30 – 8.30

Утренняя гимнастика

(на открытом воздухе)

8.20 – 8.28

8.10 – 8.18

8.30 – 8.40

Игровая деятельность

-

8.18 - 8.25

-

Подготовка к завтраку, завтрак

8.28 – 8.50

8.25 – 8.50

8.40 – 8.55

Двигательная активность

8.50 –9.00

8.50 –9.00

8.55 - 9.00

Игровая деятельность

9.00 – 9.25

9.00 – 9-30

9.00 –9.35

Подготовка к прогулке, прогулка

9.25 – 12.30

9.30 – 12.25

9.35 – 12.35

Второй завтрак (сок)

10.35-10.40

10.45-10.50

10.55-11.00

Возвращение с прогулки

12.30 – 12.35

12.25-12.35

12.35 – 12.40

Подготовка к обеду, обед

12.35 – 13.00

12.35 – 13.00

12.40 – 13.00

Подготовка ко сну, гигиенические процедуры, сон

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

13.00 – 15.00

Подъем, ленивая гимнастика, закаливание

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

15.00 – 15.20

Подготовка к прогулке, прогулка

15.20 – 16.20

15.20 – 16.20

15.20 – 16.25

Подготовка к полднику, полдник

16.20 – 16.40

16.20 – 16.45

16.25 – 16.45

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16.40 – 18.00

16.45 – 18.00

16.45 – 18.00

Гибкий режим деятельности в дошкольном учреждении предполагает дополнительно к ежедневному распорядку дня организацию адаптационного, каникулярного, летнего оздоровительного периодов и периода карантинов.

Наименование периода

Особенности организации

Адаптационный период

Организация режимных моментов в зависимости от индивидуальных особенностей детей

Каникулярный период

Увеличение продолжительности прогулок;

НОД эстетического цикла

Летний оздоровительный период

Увеличение продолжительности прогулок;

НОД не организуется

Период карантинов, повышенной заболеваемости

Увеличение продолжительности пребывания ребенка на свежем воздухе

Выделение времени для осмотров детей, проведения профилактических мероприятий

Особенности организации режимных моментов

Организация утреннего приема

Организация утреннего приема в первую очередь должна быть направлена на обеспечение постепенного вхождения ребенка в жизнь детского сада, создания спокойного психологического комфортного настроя у детей.

Продуманное и хорошо организованное проведение утреннего приема детей имеет большое значение в режиме дня. Приветливая встреча их воспитателем влияет на настроение: дети должны ощутить, что их ждут, что им будут рады и тогда они с большим желанием идут в детский сад

Воспитатель видит, с каким настроением пришел в сад ребенок, проявляет педагогический такт: либо сразу привлекает малыша к деятельности, либо дает ему возможность побыть одному, успокоиться.

Приём детей может проходить как на воздухе, так и в помещении. В хорошую погоду прием детей в любое время года желательно проводить на свежем воздухе.

Воспитателем заранее продумывается организация деятельности детей в период от приема до подготовки к завтраку. Утренний отрезок времени (с 7-ми до 9-ти) включает традиционные для дошкольного образовательного учреждения режимные моменты, которые организует воспитатель. При этом он стремится в каждый момент общения с детьми реализовать определенные задачи коррекционного воспитания и обучения. В этот же период, когда детей еще мало, целесообразно проводить индивидуальные занятия с детьми по рекомендациям специалистов.

Закончив прием детей, педагог приглашает детей на утреннюю гимнастику. После гимнастики идет подготовка к завтраку.

Формы образовательной деятельности в утренний отрезок времени:

- сюрпризные моменты;

- создание речевой ситуации общения;

- планирование деятельности;

- чтение, слушание и обсуждение;

- использование художественного слова;

- наблюдение на участке и в помещении: за трудом взрослых, за природными явлениями;Хочу такой сайт

- ситуативный диалог, разговор;

- рассказывание из опыта;

- артикуляционная игра;

- рассматривание книг, открыток, альбомов, иллюстраций, произведений художественного творчества;

- ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

- действия по словесному указанию;

- работа с календарем;

- словесные игры;

- участие в расстановке и уборке инвентаря и оборудования для образовательной деятельности;

- участие в построении конструкций для подвижных игр и упражнений

Организация прогулки

Прогулка является одним из эффективных средств закаливания организма дошкольника, направлена на оздоровление, реализацию естественной потребности в движении и включает в себя наблюдение, подвижные игры, труд на участке, самостоятельную деятельность детей, индивидуальную работу по основным направлениям развития детей. Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.

Коррекционно-образовательные задачи решаются за счет целенаправленно организованного наблюдения за явлениями природы, животным и растительным миром, а также посредством реализации соответствующих дидактических игр динамического характера. Особое внимание во время прогулки воспитатели уделяют организации свободной деятельности детей, учитывая при этом их интересы, направленность и особенности развития. Также на прогулке осуществляется индивидуальная коррекционная работа с детьми по заданию учителя-дефектолога или инструктора по физической культуре.

С целью сохранения здоровья детей выход на прогулку организуется по подгруппам. Продолжительность прогулки регулируется индивидуально в соответствии с возрастом, состоянием здоровья и погодными условиями.

Прогулка организуется 2 раза (3 - в теплое время) в первую и вторую половину дня. При температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже минус 15 °C и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5 - 7 лет при температуре воздуха ниже минус 20 °C и скорости ветра более 15 м/с.

Формы образовательной деятельности в процессе проведения прогулки:

- игровая деятельность;

- познавательная беседа;

- экскурсия, целевая прогулка;

- создание речевой ситуации общения;

- свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях,

-ситуативные разговоры с детьми;

- называние трудовых действий и гигиенических процедур, поощрение речевой активности детей;

- обсуждения (пользы закаливания, занятий физической культурой, гигиенических процедур);

- использование музыки на прогулке;

- привлечение внимания детей к разнообразным звукам в окружающем мире;

- использование, создание ситуаций для развития у детей доброжелательного отношения к сверстникам, выдержки, целеустремленности;

- создание ситуацийпедагогических, морального выбора;

- беседы социально-нравственного содержания,

- специальные рассказы воспитателя детям об интересных природных явлениях, о выходе из трудных ситуаций.

После прогулки дети готовятся к обеду, обедают, а затем организуется дневной сон. Этот период времени целесообразно использовать для реализации задач социально-нравственного развития и выработки правильных социальных и гигиенических навыков, а также для формирования у ребенка с ОВЗ способности действовать по заданному алгоритму.

Сначала детей учат по инструкции воспитателя синхронно раздеваться, проговаривая последовательность действий, затем действовать самостоятельно, сохраняя алгоритм. На этом этапе, когда действия детей еще не автоматизированы, применяются зрительные опоры (алгоритмы).

Постепенно, когда последовательность действий детьми усвоена, «подсказки» убираются и дети действуют самостоятельно. Такая технология применяется для всех режимных моментов (умывание, сервировка стола, раздевание перед сном и т. д.). При этом в обучении детей принимают участие все взрослые, работающие в группе (помощник воспитателя, учитель - дефектолог, логопед). Это дает возможность работы с малой подгруппой детей (3 - 4 ребенка) и позволяет реализовать принцип индивидуально – дифференцированного подхода.

Организация питания

Питание в дошкольном учреждении разработано в соответствии с десятидневным меню с учетом рекомендуемыхсреднесуточных норм, возраста детей исоблюдением оптимального соотношения пищевых веществ.

В промежутке между завтраком и обедом организован дополнительный прием пищи - второй завтрак, включающий напиток или сок и (или) свежие фрукты.

В дошкольном учреждении проводится круглогодичная искусственная C-витаминизация готового третьего блюда.

Бракераж готовой продукции проводится регулярно с оценкой вкусовых качеств блюд. Выдача готовой пищи разрешается только после проведения приемочного контроля бракеражной комиссией, результаты которого регистрируются в специальном журнале.

В дошкольном учреждении обеспечивается контроль условий хранения продуктов, сроков их реализации, санитарно - эпидемиологический контроль работы пищеблока, правильной организации питания. Продукты, поступающие в дошкольное учреждение, принимаются при наличии гигиенического сертификата соответствия.

Основные принципы организации питания:

· адекватная энергетическая ценность рационов, соответствующая энергозатратам детей;

· сбалансированность рациона;

· максимальное разнообразие блюд;

· высокая технологическая и кулинарная обработка;

· учет индивидуальных особенностей.

Для обеспечения преемственности питания родителей информируют об ассортименте питания ребенка, вывешивая ежедневное меню.

Формы образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения питания:

- ситуативные беседы при проведении режимных моментов, подчеркивание их пользы;

- действия по словесному указанию;

- поручения и задания, дежурства;

- презентация меню;

- сервировка стола;

- ознакомление с правилами этикета;

- самообслуживание; помощь взрослым.

Организация дневного сна

Полноценный сон детей – важнейший фактор их психофизического благополучия. Продолжительность дневного сна детей дошкольного возраста составляет 2,5 – 3 часа. Дети с трудным засыпанием, чутким сном укладываются первыми, поднимаются последними.

Спокойный сон ребенка обеспечивается благоприятными гигиеническими условиями его организации:

· отсутствие посторонних шумов;

· спокойная деятельность перед сном;

· проветренное помещение;

· минимум одежды на ребенке.

В целях профилактики нарушения осанки предусмотрен сон без подушек по рекомендации врача, согласованию с родителями.

Перед сном воспитатель читает детям произведения художественной литературы, любимые произведения по выбору детей; рассказывает о пользе сна, об основных гигиенических нормах, правилах сна.

Во время сна присутствие воспитателя (помощника воспитателя) обязательно.

Дневной сон имеет большое значение для детей с ОВЗ. Поскольку во время активной познавательной и двигательной деятельности у одних детей наблюдается истощение, у других – перевозбуждение, процедура укладывания требует тщательного планирования и должна быть ожидаема для детей. Чтобы ребенок при засыпании испытывал спокойные положительные эмоции, используются релаксационные упражнения, музыкотерапия (слушание с закрытыми глазами записей звуков леса и небольших отрывков специально подобранных художественных произведений), чтение сказок.

Специфику организации подготовки детей ко сну определяют воспитатели группы исходя из индивидуальных особенностей детей группы.

Формы образовательной деятельности в процессе подготовки ко сну:

- релаксационная игра;

- игровая, занимательная мотивация на отдых;

- использование музыки при подготовке ко сну;

-чтение произведений художественной литературы перед сном, любимых произведений по выбору детей;

- рассказ о пользе сна;

- беседа о значении сна, об основных гигиенических нормах и правилах сна.

Особенности традиционных событий,

праздников, мероприятий

Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий обусловлены реализацией комплексно-тематического построения Программы.

Комплексно-тематический принцип предполагает выбор смысловой темы, раскрытие которой осуществляется в разных видах деятельности.

Выбор темы определяется рядом факторов: сезонностью, социальной и личностной значимостью, интересами и потребностями детей в группе.

Одно из важных условий реализации комплексно-тематического принципа - концентрированное изучение темы, обеспечивающего «повторение без повторения» образовательной деятельности - формирование у детей широкого спектра первичных представлений и приобретение ими соответствующего опыта деятельности. В соответствии с концентрическим принципом программное содержание в рамках одних и тех же тем год от года углубляется и расширяется.

Количество праздников самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, в зависимости от возраста и контингента детей, условий и специфики осуществления образовательного процесса и может быть как сокращено, так и увеличено (дополнено другими Международными и Российскими праздниками или событиями);

Рекомендуемое время проведения праздника не всегда совпадает с официальной датой празднования; в целях оптимизации организации образовательного процесса оно распределено по неделям месяца; фактическая дата проведения праздника самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу.

Особенности организации образовательной деятельности в процессе подготовки и проведения праздников и традиций.

Образовательная деятельность:

- имеетсоциально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

- формы подготовки и проведения носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи образовательной деятельности нескольких образовательных областей;

- предполагает многообразие форм подготовки и проведения праздников;

- обеспечивает возможность реализации принципа построения программы «по спирали», или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребенком при подготовке и проведении праздников);

- выполняет функцию сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей детей).

В основу организации образовательного содержания ставится тема, выступающая как сообщаемое знание и представляемая в эмоционально-образной форме. Содержание образования проецируется на предметную среду. Педагог организует предметную среду, подбирает развивающий материал.

На основе Перечня праздников (событий) осуществляется комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности.

Перечень праздников (событий)

№ п/п

Наименование (тематика) праздника (события)

Временной период

Варианты итоговых мероприятий

1.

До свидания, лето, здравствуй, детский сад!

День Знаний

03 – 14 сентября

Фотовыставка «Как я провёл лето»

Выставка творческих работ детей «Мой любимый детский сад»

Спортивное развлечение «Знайте правила движения, как таблицу умноженья!»

2.

Осень в гости к нам пришла…

17 сентября – 12 октября

4 октября – Международный день животных

Выставка совместного творчества детей и родителей «Осень мастерица»

Музыкальное развлечение «Осень, осень, в гости просим»

Выставка творческих работ «Осенние паутинки»

3.

Я – человек!

15 – 26 октября

Спортивное развлечение «День здоровья с доктором Пилюлькиным»

4.

Я - житель Екатеринбурга и гражданин России

29 октября – 16 ноября

4 ноября – День народного единства

Фотовыставка

«Я – житель Екатеринбурга!»

Конкурс знатоков «Знаешь ли ты свой город, свою страну?»

5.

Я и моя семья

19 ноября – 30 ноября

25 ноября – День матери

Выставка детских рисунков «Нет на свете добрей милой мамочки моей»

Музыкально спортивное развлечение «Моя спортивная семья»

6.

Новогодний серпантин

03 – 31 декабря

Новогодний праздник

Выставка совместного творчества детей и родителей «Змейка – символ года», «Новогоднее чудо»

7.

Зимушка – зима

08 января – 01 февраля

Выставка детского творчества «Гостья Зима»

Спортивное развлечение «Малые зимние олимпийские игры»

8.

Будем в армии служить!

04 -22 февраля

Фотовыставка «Папа может всё, что угодно!»

Спортивное развлечение «Ребята вперёд! Зарница зовёт»

Музыкальное развлечение «Наша армия сильна!»

9.

Международный женский день

25 февраля – 08 марта

Выставка творческих работ «Всё для милой мамочки»

Фотовыставка «С милой мамочкой вдвоём»

Праздник «Для наших бабушек и мам…»

10.

Народная культура и традиции

11 - 29 марта

Фольклорное развлечение «Масленица удалая, наша гостьюшка дорогая»

Выставка творческих работ «Город мастеров»

Спортивное развлечение «Фестиваль народных игр»

11.

Книга – друг человека

01 – 05 апреля

2 апреля - Международный день детской книги.

Выставка «Моя любимая книга»

День поэзии

12

Космическое путешествие

08 – 12 апреля

12 апреля – День космонавтики

Выставка совместного творчества детей и родителей «Технокосмос»

Спортивное развлечение «Космостарт»

Выставка детского творчества «Космические путешествия»

13.

Весна – красна!

15 апреля – 03 мая

Музыкальное развлечение «Весна, весна на улице, весенние деньки»

14.

День Победы

06 – 10 мая

Выставка детского творчества «Салют Победы»

15.

Скоро лето!

До свиданья, детский сад!

13 – 31 мая

Выставка плакатов «Как красив наш общий Дом!»

Спортивное развлечение «В гостях у солнышка»

Праздник «Выпуск в школу»

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».