Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения

06.06.2019

Портфолио педагога дошкольного образовательногоучреждения

I. Пояснительная записка

Профессиональное развитие педагога дошкольного учреждения – это длительный процесс, целью которого является формирование человека как мастера своего дела, настоящего профессионала.

Современному педагогу необходимо быть конкурентоспособным, уметь позиционировать себя в условиях дошкольного учреждения. Помочь в этом ему сможет подборка материалов, характеризующая уровень его квалификации и содержащая основные направления профессионального роста – «Портфолио педагога дошкольного учреждения». Виды и содержание разделов портфолио, варьируются в зависимости от возраста и уровня квалификации педагога, специфики образовательного учреждения, в котором он работает, и других факторов.

Портфолио педагога МДОУ содержит следующие разделы:

1. Данные о педагоге (визитная карточка).

2. Нормативно-правовая база деятельности педагога дошкольного учреждения (перечень документов).

3. Повышение уровня квалификации:

- изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагога (самодиагностика);

- работа по самообразованию (формулировка темы и этапы работы);

- посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности;

- глоссарий;

- методическая копилка.

4. Материалы по обобщению прогрессивного (передового) педагогического опыта.

5. Рейтинг педагога.

Краткая характеристика содержания разделов

«Портфолио педагога дошкольного образовательного учреждения»

1. Визитная карточка содержит данные о педагоге. Сведения об образовании, педагогический стаж работы, уровень квалификации, прохождение курсов повышение квалификации, Наличие поощрений, наград, ученой степени, а также сведения о наиболее значимых достижениях в профессиональной деятельности.

2. Нормативно-правовая база деятельности педагогасодержит примерный перечень документов, регламентирующих деятельность педагогов дошкольного учреждения.

3. Повышение уровня квалификации:

- Изучение затруднений и интересов в профессиональной деятельности педагогов (самодиагностика). Проведение самодиагностики является достаточно эффективной формой работы по выявлению уровня профессиональной компетентности, так как ее результаты известны только самому педагогу и он не стремится скрыть свою некомпетентность от других. С целью проведения самодиагностики затруднений в профессиональной деятельности, педагогу предлагается использовать анкету.

- Работа по самообразованию. После проведения самодиагностики с целью изучения тех вопросов, которые вызывают затруднения у педагога, необходимо сформулировать тему по самообразованию, определив этапы работы по самообразованию:

1 этап - информационно-аналитический (вводно-ознакомительный). Включает в себя прохождение курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки, получение высшего профессионального образования, посещение лекций, изучение научной и учебно-методической литературы, поездки и экскурсии с целью детального ознакомления с вопросом, вызывающим затруднения у педагога и осуществления проблемно-ориентированного анализа полученных данных. Итогом данного этапа должно стать формирование у педагога совокупности теоретических знаний.

2 этап – внедрение в практику. Полученные знания педагог использует на практике. На данном этапе целесообразно ведение дневника наблюдений, осуществление мониторинга с целью фиксирования результатов.

3 этап – представление опыта работы по теме. Доклад на педагогическом или методическом совете дошкольного учреждения, участие в педагогических чтениях, выступление на родительском собрании, опубликование статьи, разработка конспектов занятий или учебно-методических пособий и т. д.

Графически этапы работы по самообразованию можно представить в виде перспективного плана, который определяет профессиональное развитие на 2 – 3 года

- Посещение и проведение мероприятийв рамках осуществления профессиональной деятельности.

Одним из средств повышения профессионального мастерства педагога является проведение разнообразных открытых мероприятий: занятий с детьми, кружков и факультативов, родительских собраний и лекториев, досугов, спортивных праздников и др.

Для учета мероприятий и результата их эффективности можно использовать таблицу посещения и проведения мероприятий.

Однако посещение мероприятий будет являться средством развития профессионального мастерства только тогда, когда подвергнется всестороннему анализу. Для этого используется карта анализа занятий.

- Глоссарий.Данный подраздел содержит словарные статьи, определения педагогических, психологических и медицинских терминов, без знания которых невозможно осуществление качественного педагогического процесса.

- Методическая копилка. Методическая копилка является своеобразным информационным банком, где могут храниться разнообразные материалы, используемые педагогом (статьи, конспекты занятий, методики, описание педагогических технологий, рефераты, цитаты и пр.). Наличие такого информационного банка не только способствует росту интеллектуального потенциала, но и стимулирует педагога к осуществлению инновационной деятельности.

4. Материалы по обобщению прогрессивного (передового) педагогического опыта.Данный раздел, безусловно, является гордостью каждого педагога. Его формирование происходит постепенно, с ростом профессионального мастерства. Именно этот раздел свидетельствует о значимости и успешности профессиональной деятельности и степени личностной реализации педагога.

Обобщение прогрессивного педагогического опыта может быть осуществлено в различных формах: это и создание учебно-методического или учебно-наглядного пособия, выступление с докладом на педагогических чтениях, создание фотоальбома или видеофильма, написание статьи и т. д.

Наиболее распространенный среди педагогов дошкольных учреждений формой обобщения прогрессивного педагогического опыта является написание статьи. При этом можно использовать следующий алгоритм.

Структура описания опыта:

- на первом этапе необходимо раскрыть противоречие в практике дошкольного учреждения, на разрешение которого был направлен творческий поиск педагога; формулируются задачи, решением которых занимался педагог в своей практике, затем характеризуются условия, в которых создавался (создается) опыт;

- основная часть – описание самого опыта. Здесь необходимо показать становление опыта, описать его в движении, выявить трудности, препятствия, возникающие на пути к цели, способы их преодоления. Особое внимание при этом необходимо уделить описанию и анализу нового, оригинального;

- заключительная часть должна отразить достигнутые результаты. В ней показываются преимущества методики работы, даются выводы по ее результатам (отмечаются как положительные, так и отрицательные моменты). В соответствии с выводами формулируются перспективы дальнейшей работы;

- в заключение дается список использованной автором литературы с обязательным указанием названия книги, автора, издательства, года издания, номера страниц.

5. Рейтинг педагога.В этом разделе могут содержаться отзывы администрации дошкольного учреждения, коллег, родителей, воспитанников о профессиональной деятельности педагога; результаты анкетирования участников образовательного процесса; грамоты, дипломы, награды за участие в конкурсах, смотрах и пр.

II. Визитная карточка педагога

1. ФИО___________________________________________________________________

2. Образование:

- образовательное учреждение______________________________________________

- год окончания___________________________________________________________

- специальность___________________________________________________________

3. Педагогический стаж работы_____________________________________________

4. Стаж работы в дошкольном учреждении_____________________________________

5. Уровень квалификации___________________________________________________

- наличие квалификационной категории______________________________________

- дата прохождения аттестации______________________________________________

6. Прохождение курсов повышения квалификации _____________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

________________________________________________________________________
________________________________________________________________________

7. Наличие ученой степени_________________________________________________

8. Поощрения и награды____________________________________________________

_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________

9. Наиболее значимые достижения в профессиональной деятельности _____________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________

10. Увлечения вне профессиональной сферы __________________________________
_________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________
__________________________________________

III. Нормативно-правовая база деятельности педагога

дошкольного учреждения

(примерный перечень документов)

1. Закон РФ «Об образовании».

2. Конвенция о правах ребенка.

3. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.

4. Устав дошкольного учреждения.

5. Концепция дошкольного образования.

6. Концепция построения развивающей среды в дошкольном учреждении.

7. Письмо МО РФ от 7 апреля 1999 г. № 70\ 23-16 «О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования».

8. Письмо МО РФ от 14 марта 2000 г. № 65\23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке детей дошкольного возраста в организационных формах обучения».

9. Критерии оценки содержания и методов воспитания и обучения, реализуемых в дошкольном образовательном учреждении (программы и педагогические технологии, характер взаимодействия педагога с детьми). (Приложение к приказу № 10 РФ от 22 августа 1996 г. № 448).

10.Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений. (Приказ МО РФ от 26 июня 2000 г. № 1908).

IV. Повышение уровня квалификации

1.Изучение затруднений и интересов и профессиональной деятельности

Анкета

«Самодиагностика педагога дошкольного учреждения»

Содержание вопроса

Варианты ответа*

1

2

Знание анатомо-физиологических и психологических особенностей детей дошкольного возраста, необходимых для построения образовательного процесса в условиях дошкольного учреждения

Владение педагогической диагностикой

Выбор типа занятия и темпа его проведения

Обеспечение практической направленности учебного процесса (создание реальной возможности применения воспитанниками полученных знаний и умений)

Умение планировать учебно-воспитательный процесс

Умение обосновывать выбор тех или иных методов обучения, их оптимального сочетания и соотношения

Использование методов, направленных на развитие воспитанников

Знание и применение различных технологий в обучении, воспитании и развитии воспитанников

Оказание дифференцированной помощи детям с разным уровнем подготовки и отношения к обучению

Использование здоровьесберегающих технологий

Обеспечение благоприятных условий в группе:

- гигиенических;

- эстетических

Обеспечение действенного воспитательного влияния на детей своей личностью

Умение осуществлять анализ полученных на занятии результатов обучения, воспитания и развития воспитанников

Умение осуществлять активное взаимодействие с родителями воспитанников и социумом

* Варианты ответа могут быть следующими: Не владею. Владею частично. Владею свободно.

2.Работа по самообразованию

Темапо самообразованию ___________________________________
______________________________________________________
______________________________________________________

Перспективный план профессионального развития на период с 200_ по 200_ г.г.

Уч. год

Содержание работы

Сроки выполнения

Результат

3.Посещение и проведение мероприятий в рамках осуществления профессиональной деятельности

Дата и место проведения

Группа, возраст и количество детей

Тема, цель

Содержание

Выводы по анализу (самоанализу)

занятия

Портфолио.doc (скачать)
рекомендации по работе с портфолио.doc (скачать)
Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.