06.06.2019
Для ребёнка дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью, в которой проходит его психическое развитие, формируется личность в целом.
Как же родители могут способствовать наилучшему развитию своего ребенка? Ну, конечно, играя с ним! Игры обеспечивают малышу хорошее настроение, помогают ему накапливать жизненный опыт, знания о предметах и их свойствах, способствуют развитию эмоциональности, воображения и творческих способностей. В игре у ребенка развивается внимание, память, мышление, расширяются возможности воспитания его нравственных качеств. Во время игры дети учатся добиваться поставленной цели, встречаются с различными затруднениями, требующими различных умений и сообразительности.
Общие советы по организации совместных игр-занятий с ребенком:
-
Чередуйте активные и бурные игры с более спокойными занятиями.
-
Побуждайте ребенка проявлять в играх активность.
-
Не требуйте от ребенка желаемых результатов: главный результат – это то удовольствие, которое вы вместе получаете от совместной игры.
-
Закончив совместную игру, переключите ребенка на самостоятельное занятие.
-
Периодически повторяйте игры, в которые вы уже играли с ребенком, постепенно усложняя их содержание.
Условно, игры можно разделить на три группы:
Сюжетно-ролевые игры – это игры с куклами, игрушечными животными, машинками, природным материалом и т.п. Сначала малыш изо дня в день повторяет одни и те же действия: возит машинку, кормит куклу. Постепенно сюжет игры усложняется, усложняется и расширяется круг действий ребенка: он может раздеть или одеть куклу, пойти с ней гулять, покатать на машине, построить ей домик из кубиков… По мере приобретения новых впечатлений в играх крохи возникают принципиально новые сюжеты, в том числе тематические: игры в доктора (так как ребенок недавно ходил к врачу), игры в парикмахерскую, спектакли (так как ребенок побывал в театре) и другие.
Дидактические игры – это развивающие и обучающие игры: вкладыши,мозаика, кубики, конструкторы и т.д.
Игры с правилами - это настольные игры, например, лото, домино, и подвижные игры типа «День – ночь», «Цапля и лягушки».
Перечислим некоторые методы и приемы, помогающие детям овладеть игровыми действиями в ролевых играх:
- Чтобы привлечь внимание, например, к кукле, начните сами играть с ней: покачайте её, покормите.
- Показывайте ребенку возможность переноса игровых действий на другие объекты (можно не только куколку возить в коляске, но и медвежонка или зайчонка).
- Вовлекайте ребенка в игру: «Я буду кормить мишку, а ты корми куклу» или «Я умою куколку, а ты её вытри полотенцем».
- Играйте всерьез, перевоплощайтесь, одушевляйте для себя во время игры кукол, зайчат, медвежат. Старайтесь сами получить удовольствие от игры.
- Предлагайте ребенку игровые ситуации: «Давай ты будешь мамой, а я дочкой».
- Показывайте последовательность действий, способствуя появлению замысла игры: «Кукла хочет кушать. Но сначала нам надо сварить ей кашу. А потом мы её покормим».
- Предлагайте ребенку играть с предметами – заместителями: «Вот ложечка (палочка)», «Посмотри, какую вкусную котлетку я сделала (камешек)», «К нам пришёл котенок (кусок меха)».
- Расширяйте игровые действия ребенка. Если ребенок строит только башенки из кубиков, покажите, как построить поезд, ворота, лесенку и т.п.
- Помогайте малышу придумать и обыграть какой-нибудь сюжет с его «постройками» из конструктора или кубиков: «Машинистом поезда пусть будет зайка, а кого мы посадим в вагончики? Давай, звери поедут в гости к кукле Кате, она у нас будет жить в домике, который ты построил».
В возрасте 4 года и 5 лет дети продолжают задавать свой самый главный вопрос: «Почему?». Очень важно, как можно подробнее на него отвечать, не отмахиваясь от ребенка и не жалея времени и сил. Игры с детьми становятся разнообразнее, потому что физические возможности ребенка растут, вместе с его интеллектуальным развитием.
Детские игры 4 года и 5 лет - ДОМА
Если детей 4-5-летнего возраста у вас дома собралось несколько вы можете организовать для них соревнования:
Бег с яйцом
Каждому ребенку нужно дать в руку ложку с теннисным шариком и определить для них дистанцию, которую они должны пройти.
Быстрая болтовня
По команде дети начинают очень быстро говорить один и тот же текст (всем известный стишок, например). Побеждает тот, кто не собьется и проговорит быстрее всех.
Игра в фанты
Раздайте всем детям разные предметы в качестве фантов. Положите их в мешок. Выберите ведущего, который будет давать задание фанту. Далее ведущий отворачивается, а один из игроков вынимает фант из мешка и спрашивает у ведущего: «Что делать этому фанту?». Сразу договоритесь с детьми, что задания не должны быть обидными или физически тяжелыми.
Игра в прятки
Обычно дети быстро исчерпывают все возможности спрятаться в пределах квартиры. Намного интереснее прятать игрушки или другие предметы. Прятать может один человек, а искать потом остальные, в том числе и, задавая разные вопросы, если найти не получается.
Узнай по голосу
Все дети встают в круг, один из них выходит в центр круга.
Все поют:
«Аня ты сейчас в лесу
Мы зовем тебя ау!
Ну-ка глазки закрывай
Кто зовет тебя, узнай!»
Ребенок в кругу закрывает глаза, а один из круга зовет его по имени. Задача – узнать, кому принадлежит голос.
С одним ребенком дома можно:
Угадай наощупь
Для развития тактильных ощущений подойдет простая игра. Кладете в мешочек вещи разных фактур и форм. Пусть ребенок засунет туда руку, ощупает предмет и угадает, что это.
Узнай по запаху
Завяжите ребенку глаза и предложите ему узнать разные вещи и продукты по запаху.
Детские игры 4 года и 5 лет – В ДОРОГЕ
Форма и цвет
В дороге с ребенком как 4 года, так и 5 лет можно поиграть в детские игры на определение формы и цвета разных предметов. Вы выбираете определенный цвет или форму, а можно и вместе «цвет-форма». Задача ребенка – назвать как можно больше предметов этого цвета (формы), которые он видит вокруг, в том числе и за окном.
Что лишнее?
Ваша задача предложить ребенку определенный набор слов, в котором все, кроме одного, относятся к определенной группе. Задача ребенка – найти лишнее слово.
Учимся обобщать
Вы называете ребенку ряд предметов, которые можно назвать одним словом (помидор, огурец, морковь, лук). Ребенок должен обобщить, как они называются (овощи).
Слушаем звуки
Закрываем глаза и слушаем звуки вокруг себя. Потом открываем и предлагаем ребенку воспроизвести все, что он слышал.
Угадай мелодию
Напевайте или насвистывайте ребенку знакомые мелодии. Он должен угадать песенку. Потом с ним вместе спойте ее.
Детские игры 4 года и 5 лет – НА ПРИРОДЕ
Игра в слова
На прогулке с ребенком можно поиграть в слова с мячом. Для этого нужно выбрать категорию, например, животные. Ребенок должен ловить мяч только, если вы произносите слово из этой категории.
Рисунки на земле
Дети 4-5 лет с удовольствием будут рисовать мелом на земле на заданные темы. Если детей несколько – можно устроить конкурс на лучший рисунок.
Ищем клад
У вас должно быть что-то, что вы прячете на выбранной территории в качестве клада. Дальше ребенок ищет его, действуя по вашим инструкциям (а еще лучше по нарисованной вами карте).
Если детей много организуйте им командные игры:
Бусинки
Выбирается ведущий. Все дети встают в цепочку друг за другом (бусики) и ходят по двору, напевая:
«Раскатились бусинки по ковру
Я сегодня бусинки соберу
Насажу на ниточку по одной
Бусики получатся для мамочки родной!»
Взрослый говорит – «Бусики рассыпались!». Все дети бросаются в разные стороны. Задача ведущего поймать их и построить в цепочку.
Охотники и утки
Ведущий делит детей 4-5 года на две команды: охотники и утки. Утки встают в центр, а охотники вокруг. Это игра с мячом. Задача охотников попасть мячом во всех уток за заданное время.
Детские игры 6 лет, 7 лет: Играем на природе
На природе с детьми этого возраста можно играть во все классические игры из «советского детства»: «выбивалы» (вышибалы), «съедобное-несъедобное»,«котел» (кто не поймал мяч – садится в центр круга), «классики», «резиночка», прятки.
Если детей много, разбейте их на команды и организуйте для них «Веселые старты».
Ребенку будет интересно запустить вместе с вами бумажного змея, летающую тарелку, бумеранг.
Учите детей играть в футбол, волейбол, настольный теннис, бадминтон; кататься на роликах ивелосипеде, а зимой – на коньках, лыжах, сноуборде.