Роль сказки в формировании у детей компетенций безопасного поведения

06.06.2019

 Детство человека тесно связано со сказками. В жизни ребёнка они имеют огромное значение. Это неисчерпаемый источник мудрости. Сказки не только развивают эмоциональную сферу, диалогическую речь, но и учат находчивости, смекалке, сообразительности, добру, благородству, честности, состраданию, сочувствию. Сказки развивают память, воображение, помогают победить страхи. Сказки играют важную роль в становлении личности ребёнка, в формировании его поведения. Сказки формируют представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, знакомят с опасными ситуациями, позволяют увидеть, к чему приводит нарушение правил.
Задание 1. Уроки народных сказок.
Родителям предлагается найти фрагменты сказок, соответствующие представленным в таблице пословицам и поговоркам, с опорой на таблицу выделить уроки, которые преподносит сказка, определить главный урок.
Сказки: Пословицы и поговорки Главный урок сказк 
«Лиса и журавель» Как аукнется, так и откликнется
Каков привет, таков и ответ.
«Лисичка со скалочкой» Без труда не выловишь и рыбку из пруда.
«Теремок» Не бравши топор, жилья не срубишь.
Легко взято, легко и потеряно.
«Репка» Капля по капле и камень долбит.
«Заюшкина избушка» На чужой каравай рот не разевай.
«Колобок» На языке медок, да в сердце ледок.

Задание 2. Наши любимые сказки.
Родителям предлагаю назвать народные сказки, которые они часто читают своим детям, рассказать, чему на их взгляд, учит каждая из них. Предлагаю выделить сказки, которые можно использовать при обучении детей безопасному поведению в различных ситуациях.
Практическое задание «Работа со сказкой».
Предлагаю родителям объединиться в группы, познакомиться с приёмами работы со сказкой как средством формирования компетенций безопасного поведения.
Родителям предлагаю текст сказки В. И. Даля «Снегурушка и лиса», каждая подгруппа получает определённое задание по организации того или иного этапа работы со сказкой.
Знакомство со сказкой.
1. Прочитайте сказку, спросите ребёнка, о чём она (помните о необходимости разъяснения ребёнку смысла незнакомых ему слов и речевых оборотов, используйте словари).
2. Выложите перед ребёнком карточки с героями сказки, добавив персонажей других сказок. Предложите определить, кто из героев не из этой сказки.
3. Предложите ребёнку раскрасить героев сказки ( каждого героя на отдельной карточке), для этого можно воспользоваться раскрасками из интернета.
4. Вырежьте фигурки из карточек, сделайте для них подставки, используя игрушки и подручные средства, оборудуйте настольный театр по сказке.
Формирование умения следить за развитием сюжета
Предложите ребёнку рассказать сказку вместе с вами (один начинает, другой продолжает), по ролям.
Выложите несколько сюжетных картинок либо вырезанные ранее фигурки сказочных героев, с которыми Снегурушка встретилась в лесу. Предложите ребёнку сыграть в игру «Что сначала, что потом?», разложить картинки по порядку.
Прерывайте чтение вопросами типа «Что было дальше?», учите ребёнка видеть и рассказывать повторившиеся фрагменты.
Анализ поведения героев.
Выберите в сказке описания поступков героев, организуйте их обсуждение, помогите ребёнку понять, почему герой поступил так, а не иначе, дать оценку с точки зрения разных героев правил безопасности. (Варианты вопросов для обсуждения: «Почему Жучка пустила лису в хлев? Как ты думаешь, хорошо ли поступила лиса? Почему дед прогнал со двора Жучку? Почему старики не хотели отпускать Снегурушку? Кто их убедил отпустить её? Почему Снегурушка заблудилась в лесу? Кто уговаривал Снегурушку слезть с дерева? Почему Снегурушка не пошла с медведем, волком и лисой? Правильно ли она поступила? Что могло случиться, если бы Снегурушка поверила им? Почему снегурушка поверила Жучке?»).
Организуйте игру: «Угадай, кто это»: предложите вниманию ребёнка описание поведения героя сказки, предложите догадаться, кто это. Помогите ребёнку составить подобную загадку для вас.
Организуйте игру «Добрый – злой»: предложите выбрать героев сказки, которых можно назвать добрыми или злыми, пояснить свой выбор. Помогите ребёнку увидеть условность этих понятий, значение добрых и злых героев в сказке.
Моделирование стратегий безопасного поведения.
На основе выделенных ранее проблемных ситуаций (Жучка пустила в курятник лису; Снегурушка потерялась в лесу; звери уговаривают Снегурушку слезть с дерева и др.), продумайте и обыграйте при помощи настольного кукольного театра или мягких игрушек сюжетные решения (как нужно было поступить Жучке; как Снегурушке не заблудиться в лесу и т. д.). Знакомьте ребёнка с соответствующими речевыми конструкциями, моделями безопасного поведения.
С помощью настольного театра с использованием персонажей сказки отработайте сюжеты из реальной жизни. Объясните ребёнку, кому из близких людей и друзей семьи ребёнок может доверять в той или иной ситуации, как с ними можно связаться.
Организуйте проведение интервью среди членов семьи, предложите ребёнку пересказать отрывки из сказки и расспросить близких, как каждый из них поступил бы в той или иной ситуации на месте персонажа.
Каждая группа демонстрирует результаты своей работы.
Домашний практикум «Читаем детям сказки.
Родителям предлагаю опробовать предложенные и разработанные ими приёмы работы на материале одной из любимых ребёнком сказок.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.