Методические рекомендации по развитию интонационных возможностей детей пятого года жизни

06.06.2019

Дошкольники пятого года жизни имеют навык восприятия интонации взрослого и передают ее в своей речи на простейшем уровне. Дети с речевыми нарушениями в основном подражают, хотя элементы самовыражения у них уже присутствуют. У таких детей при чтении стихотворений, работе на занятиях при общении со взрослыми и сверстниками часто проявляется выраженный речевой дефект при сопутствующих негативных поведенческих реакциях. Это осложняет процесс общей коррекционно-развивающей работы над формированием интонационной выразительности.

Работу по развитию эмоциональной выразительности и содержательной речи целесообразно проводить не только на занятиях в детском саду, но и дома, в знакомой и комфортной для ребенка обстановке. Это могут быть специально организованные занятия, прогулки, беседы, наблюдения, эмоциональные рассказы взрослого и ребенка. Необходимо включать в работу задания на развитие эмоциональной сферы, игровые упражнения на развитие артикуляционного аппарата и речевого дыхания.

Чтение стихотворений , потешек, текстов необходимо сопровождать показом ярких картинок, развивая зрительное и сенсорное восприятие. Желательно включать хорошо знакомые детям литературные произведения. Очень активизируют детей этого возраста задания на развитие эмоциональной сферы: игровые моменты, элементы новизны и перевоплощения.

С детьми пятого года жизни необходимо повторение изученного материала. При закреплении полученных ранее знаний дети раскрепощаются становятся непосредственными, проявляют свои личностные свойства и особенности характера, что немаловажно для общего развития ребенка.

Особое внимание следует уделять заучиванию стихотворного текста, при этом отрабатывать развитие мимики и пантомимики. Необходимо обращать внимание на детей гиперактивных, гипоактивных, заикающихся. Например, в работе с заикающимися детьми применяется такой прием: медленно нараспев проговорить каждую фразу в стихотворении. Для плаксивых детей- максимум тактильного контакта, положительных эмоций, быстрое переключение на другую деятельность.

При негативных поведенческих проявлениях: внезапный плач, уход ребенка из зоны обучения, отказ от занятий необходимо экстренно переключить внимание ребенка на интересующий его вид деятельности. Главное - чувствовать ребенка, понимать его эмоциональное состояние, применять комплексный подход к развитию выразительности речи.

Наверх
Продолжая использовать данный сайт, Вы даете согласие на обработку своих персональных данных.