Рабочая программа воспитателя 23-24, 2-3года пдф

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -детский сад № 92
620920, г. Екатеринбург, п. Северка, ул. Мира 29, ул. Горняков 24
Тел. 211-77-00, mdou92@eduekb.ru

Принято:
на педагогическом совете
МБДОУ- детский сад № 92
Протокол № _1______
от «_31» августа 2023 год

Утверждено:
Заведующий МБДОУ- детский сад № 92
___________________/З.Н.Габдуллина
Приказ № 30-о от «31» августа 2023год

Рабочая программа образования детей 2-3 лет,
первая младшая группа

Составлена на основе Федеральной образовательной программы ДО

Екатеринбург
2023

Содержание

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ3

3
3
4
5
6
7
9
9
Error! Bookmark not defined.
Error! Bookmark not defined.

2.3.1.
27
28
28
30
30
31
33
35

Формы работы с детьми27

1.

ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка
Рабочая программа образования (далее – рабочая программа) детей разработана в
соответствии с Федеральной образовательной программой ДО и ФГОС ДО.
Рабочая программа образования обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от
с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям:
социально-коммуникативному, познавательному, речевому, художественно-эстетическому
и физическому.
Рабочая программа образования детей 2-3 лет разработана в соответствии со следующими
нормативными документами:
1.
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных
целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»
2.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598;
2022, № 41, ст. 6959)
3.
Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022 г. №
874
4.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
дошкольного
образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской
Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 (зарегистрирован Министерством юстиции
Российской Федерации 14 ноября 2013 г., регистрационный № 30384), с изменением,
внесенным приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 8 ноября.2022
г. № 955
5.
Санитарно-эпидемиологические требования - Санитарные правила СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные постановлением Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28
(зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г.,
регистрационный № 61573), действующим до 1 января 2027 г.
6.
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (утверждена
приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028)
7.
Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, утвержденные Указом Президента
Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. № 809
8.
Устав учреждения, образовательная программа МБДОУ, программа воспитания
МбДОУ детский сад № 92.
1.2. Цели и задачи реализации рабочей программы
Цель программы: разностороннее развитие ребёнка в период (раннего) дошкольного
детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовнонравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных
традиций.
Задачи программы:

 охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия;
 обеспечение развития физических, личностных, нравственных качеств и основ
патриотизма, интеллектуальных и художественно-творческих способностей ребёнка, его
инициативности, самостоятельности и ответственности;
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах воспитания, обучения и развития, охраны
и укрепления здоровья детей, обеспечения их безопасности;
 достижение детьми на этапе завершения ДО уровня развития, необходимого и
достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего
образования.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
Рабочая программа, так же как и Федеральная программа, построена на следующих
принципах, установленных ФГОС ДО:
1)
полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
2)
построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей
каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом образования;
3)
содействие и сотрудничество детей и родителей (законных представителей),
совершеннолетних членов семьи, принимающих участие в воспитании детей
младенческого, раннего и дошкольного возрастов, а также педагогических работников
(далее вместе – взрослые);
4)
признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных
отношений;
5)
поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
6)
сотрудничество ДОО с семьей;
7)
приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
8)
формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в
различных видах деятельности;
9)
возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития);
10)
учет этнокультурной ситуации развития детей.
Основные подходы к формированию Программы.
Программа:
‒
сформирована на основе требований ФГОС ДО и ФОП ДО, предъявляемых к
структуре образовательной программы дошкольного образования;
‒
определяет содержание и организацию образовательной деятельности на уровне
дошкольного образования;
‒
обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах
общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей;
‒
сформирована как программа психолого-педагогической поддержки позитивной
социализации и индивидуализации, развития личности детей дошкольного возраста и

определяет комплекс основных характеристик дошкольного образования (базовые объем,
содержание и планируемые результаты освоения Программы).
1.4. Характеристика особенностей развития детей
Первая младшая группа (третий год жизни)
Росто-весовые характеристики
Средний вес мальчиков составляет 14,9 кг, девочек – 14,8 кг. Средняя длина тела у
мальчиков до 95,7 см, у девочек – 97,3 см.
Функциональное созревание
Продолжаются рост и функциональное развитие внутренних органов, костной, мышечной и
центральной нервной системы. Совершенствуются формы двигательной активности.
Развитие моторики. Дифференциация развития моторики у мальчиков и девочек. У
мальчиков опережающее развитие крупной моторики (к трем годам мальчики могут
осваивать езду на велосипеде); у девочек опережающее развитие мелкой моторики
(координированные действия с мелкими предметами).
Психические функции. Продолжает развиваться предметная деятельность, ситуативноделовое общение ребенка со взрослым; совершенствуются восприятие, речь, начальные
формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развитие
предметной деятельности связано с усвоением культурных способов действия с
различными предметами. Развиваются действия соотносящие и орудийные. Умение
выполнять орудийные действия развивает произвольность, преобразуя натуральные формы
активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в
качестве не только объекта подражания, но и образца, регулирующего собственную
активность ребенка. В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности
продолжает развиваться понимание речи. Слово отделяется от ситуации и приобретает
самостоятельное значение. Дети продолжают осваивать названия окружающих предметов,
учатся выполнять простые словесные просьбы взрослых в пределах видимой наглядной
ситуации. Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется
регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает
понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.
Интенсивно развивается активная речь детей. К трем годам они осваивают основные
грамматические структуры, пытаются строить простые предложения, в разговоре со
взрослым используют практически все части речи. Активный словарь достигает примерно
1000-1500 слов. К концу третьего года жизни речь становится средством общения ребенка
со сверстниками.
К третьему году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что
позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из двух-трех
предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется
слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух. К трем годам дети
воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями.
Основной формой мышления становится наглядно-действенная. Ее особенность
заключается в том, что возникающие в жизни ребенка проблемные ситуации разрешаются
путем реального действия с предметами. Размышляя об отсутствующих людях или
предметах, дети начинают использовать их образы. Третий год жизни знаменуется
появлением символического мышления - способности по запечатленным психологическим
образам-символам предметов воспроизводить их в тот или иной момент. Теперь они могут
проделывать некоторые операции не с реальными предметами, а с их образами, и эти

мысленные операции - свидетельство значительно более сложной, чем прежде, работы
детского мышления. Переход от конкретно-чувственного
«мышления» к образному может осуществляться на протяжении двух лет.
Детские виды деятельности. В этом возрасте у детей формируются новые виды
деятельности: игра, рисование, конструирование. Игра носит процессуальный характер,
главное в ней - действия. Они совершаются с игровыми предметами, приближенными к
реальности. В середине третьего года жизни появляются действия с предметамизаместителями.
Появление собственно изобразительной деятельности обусловлено тем, что ребенок уже
способен сформулировать намерение изобразить какой-либо предмет. Типичным является
изображение человека в виде «головонога» - окружности и отходящих от нее линий.
Коммуникация и социализация. На третьем году жизни отмечается рост автономии и
изменение отношений со взрослым, дети становятся самостоятельнее. Начинает
формироваться критичность к собственным действиям.
Саморегуляция. Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов,
импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются
эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и
произвольность поведения. Она обусловлена развитием орудийных действий и речи.
Личность. У детей появляются чувства гордости и стыда, начинают формироваться
элементы самосознания, связанные с идентификацией с именем и полом. Ребенок осознает
себя как отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я.
Завершается ранний возраст кризисом трех лет, который часто сопровождается рядом
отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым
и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.
1.5. Планируемые результаты освоения рабочей программы (к трем годам)
К трем годам:
•
у ребёнка развита крупная моторика, он активно использует освоенные ранее
движения, начинает осваивать бег, прыжки, повторяет за взрослым простые имитационные
упражнения, понимает указания взрослого, выполняет движения по зрительному и
звуковому ориентирам; с желанием играет в подвижные игры;
•
ребёнок демонстрирует элементарные культурно-гигиенические навыки, владеет
простейшими навыками самообслуживания (одевание, раздевание, самостоятельно ест и
тому подобное);
•
ребёнок стремится к общению со взрослыми, реагирует на их настроение; ребёнок
проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им; играет
рядом;
•
ребёнок понимает и выполняет простые поручения взрослого; ребёнок стремится
проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;
•
ребёнок способен направлять свои действия на достижение простой, самостоятельно
поставленной цели; знает, с помощью каких средств и в какой последовательности
продвигаться к цели;
•
ребёнок владеет активной речью, использует в общении разные части речи, простые
предложения из 4-х слов и более, включенные в общение; может обращаться с вопросами и
просьбами;
•
ребёнок проявляет интерес к стихам, сказкам, повторяет отдельные слова и фразы за
взрослым;

•
ребёнок рассматривает картинки, показывает и называет предметы, изображенные на
них;
•
ребёнок различает и называет основные цвета, формы предметов, ориентируется в
основных пространственных и временных отношениях; ребёнок осуществляет поисковые и
обследовательские действия; ребёнок знает основные особенности внешнего облика
человека, его деятельности; свое имя, имена близких; демонстрирует первоначальные
представления о населенном пункте, в котором живет (город, село и так далее);
•
ребёнок имеет представления об объектах живой и неживой природы ближайшего
окружения и их особенностях, проявляет положительное отношение и интерес к
взаимодействию с природой, наблюдает за явлениями природы, старается не причинять
вред живым объектам;
•
ребёнок с удовольствием слушает музыку, подпевает, выполняет простые
танцевальные движения;
•
ребёнок эмоционально откликается на красоту природы и произведения искусства;
•
ребёнок осваивает основы изобразительной деятельности (лепка, рисование) и
конструирования: может выполнять уже довольно сложные постройки (гараж, дорогу к
нему, забор) и играть с ними; рисует дорожки, дождик, шарики; лепит палочки, колечки,
лепешки;
•
ребёнок активно действует с окружающими его предметами, знает названия,
свойства и назначение многих предметов, находящихся в его повседневном обиходе;
•
ребёнок в играх отображает действия окружающих («готовит обед», «ухаживает за
больным» и другое), воспроизводит не только их последовательность и взаимосвязь, но и
социальные отношения (ласково обращается с куклой, делает ей замечания), заранее
определяет цель («Я буду лечить куклу»).
1.6. Педагогическая диагностика достижения планируемых результатов
Планируемые результаты освоения программы образования детей 2-3 лет заданы как
целевые ориентиры и представляют собой социально-нормативные возрастные
характеристики возможных достижений ребёнка дошкольного возраста.
Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде
педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального
сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.
Освоение рабочей программы не сопровождается проведением промежуточных
аттестаций и итоговой аттестации обучающихся. Педагогическая диагностика направлена
на оценку индивидуального развития детей старшего дошкольного возраста, на основе
которой определяется эффективность педагогических действий и осуществляется их
дальнейшее планирование.
Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться
исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
Основным методом педагогической диагностики является наблюдение. Ориентирами для
наблюдения являются возрастные характеристики развития ребёнка. Они выступают как
обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного
детства в соответствующих образовательных областях. Педагог наблюдает за поведением

ребёнка в деятельности (игровой, общении, познавательно-исследовательской,
изобразительной, конструировании, двигательной), разных ситуациях (в режимных
процессах, в группе и на прогулке, совместной и самостоятельной деятельности детей и
других ситуациях). В процессе наблюдения педагог отмечает особенности проявления
ребёнком личностных качеств, деятельностных умений, интересов, предпочтений,
фиксирует реакции на успехи и неудачи, поведение в конфликтных ситуациях и тому
подобное. Фиксация данных наблюдения позволит педагогу выявить и проанализировать
динамику в развитии ребёнка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать
образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка и
его потребностей.
Педагогическая диагностика проводится с периодичностью с 1-15 сентября, 15-30 мая.
Для проведения индивидуальной педагогической диагностики на разных этапах освоения
программы используются использовать следующие диагностические пособия:
Под ред. Петерсон Л.Г., Лыковой И.А. Педагогическая диагностика к комплексной
образовательной программе дошкольного образования «Мир открытий». Методическое пособие
для воспитателей, методистов, руководящих работников образовательных организаций

2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ 2.1.
Содержание образовательной деятельности в первой младшей группе
Образовательная
область
Социальнокоммуникативное
развитие

Задачи

Содержание

• поддерживать эмоциональноположительное состояние детей в период
адаптации к ДОО;
• развивать игровой опыт ребёнка, помогая
детям отражать в игре представления об
окружающей действительности;
• поддерживать доброжелательные
взаимоотношения детей, развивать
эмоциональную отзывчивость в ходе
привлечения к конкретным действиям
помощи, заботы, участия;
• формировать элементарные представления
о людях (взрослые, дети), их внешнем виде,
действиях, одежде, о некоторых ярко
выраженных эмоциональных состояниях
(радость, грусть), о семье и ДОО;
• формировать первичные представления
ребёнка о себе, о своем возрасте, поле, о
родителях (законных представителях) и
близких членах семьи.

• Педагог поддерживает желание детей познакомиться со сверстником,
узнать его имя, используя приемы поощрения и одобрения. Оказывает
помощь детям в определении особенностей внешнего вида мальчиков и
девочек, их одежды, причесок, предпочитаемых игрушек, задает детям
вопросы уточняющего или проблемного характера, объясняет
отличительные признаки взрослых и детей, используя наглядный
материал и повседневные жизненные ситуации. Показывает и называет
ребёнку основные части тела и лица человека, его действия.
Поддерживает желание ребёнка называть и различать основные
действия взрослых.
• Педагог знакомит детей с основными эмоциями и чувствами человека,
обозначает их словом, демонстрирует их проявление мимикой,
жестами, интонацией голоса. Предлагает детям повторить слова,
обозначающие эмоциональное состояние человека, предлагает детям
задания, помогающие закрепить представление об эмоциях, в том числе
их узнавание на картинках.
• Педагог рассматривает вместе с детьми картинки с изображением
семьи: детей, родителей (законных представителей). Поощряет
стремление детей узнавать членов семьи, называть их, рассказывает
детям о том, как члены семьи могут заботиться друг о друге.
• Педагог поддерживает желание детей познавать пространство своей
группы, узнавать вход в группу, её расположение на этаже, педагогов,
которые работают с детьми. Рассматривает с детьми пространство
группы, назначение каждого помещения, его наполнение, помогает
детям ориентироваться в пространстве группы.
• Педагог поддерживает стремление детей выполнять элементарные
правила поведения («можно», «нельзя»). Личным показом
демонстрирует правила общения: здоровается, прощается, говорит
«спасибо», «пожалуйста», напоминает детям о важности использования
данных слов в процессе общения со взрослыми и сверстниками,
поощряет инициативу и самостоятельность ребёнка при использовании
«вежливых слов».

• Педагог использует приемы общения, позволяющие детям проявлять
внимание к его словам и указаниям, поддерживает желание ребёнка
выполнять указания взрослого, действовать по его примеру и показу.
• Педагог организует детей на участие в подвижных, музыкальных,
сюжетных и хороводных играх, поощряет их активность и
инициативность в ходе участия в играх.
• Педагог формирует представление детей о простых предметах своей
одежды, обозначает словами каждый предмет одежды, рассказывает
детям о назначении предметов одежды, способах их использования
(надевание колготок, футболок и тому подобное).
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Родина», «Природа», «Семья», «Человек», «Жизнь», «Милосердие»,
«Добро», «Дружба», «Сотрудничество», «Труд».
Это предполагает решение задач нескольких направлений воспитания:
• воспитание уважения к своей семье, своему населенному пункту, родному краю, своей стране;
• воспитание уважительного отношения к другим людям - детям и взрослым (родителям (законным представителям),
педагогам, соседям и другим), вне зависимости от их этнической и национальной принадлежности;
• воспитание ценностного отношения к культурному наследию своего народа, к нравственным и культурным
традициям России;
• содействие становлению целостной картины мира, основанной на представлениях о добре и зле, красоте и уродстве,
правде и лжи;
• воспитание социальных чувств и навыков: способности к сопереживанию, общительности, дружелюбия,
сотрудничества, умения соблюдать правила, активной личностной позиции;
• создание условий для возникновения у ребёнка нравственного, социально значимого поступка, приобретения
ребёнком опыта милосердия и заботы;
• поддержка трудового усилия, привычки к доступному дошкольнику напряжению физических, умственных и
нравственных сил для решения трудовой задачи;
• формирование способности бережно и уважительно относиться к результатам своего труда и труда других людей.

Познавательное
развитие

1)
развивать разные виды восприятия:
зрительного,
слухового,
осязательного,
вкусового, обонятельного;
2)
развивать
наглядно-действенное
мышление
в
процессе
решения
познавательных практических задач;
3)
совершенствовать обследовательские
действия:
выделение
цвета,
формы,
величины как особых признаков предметов,
поощрять сравнение предметов между собой
по
этим
признакам
и
количеству,
использовать один предмет в качестве
образца, подбирая пары, группы;
4)
формировать у детей простейшие
представления о геометрических фигурах,
величине и количестве предметов на основе
чувственного познания;
5)
развивать
первоначальные
представления о себе и близких людях,
эмоционально-положительное отношение к
членам семьи и людям ближайшего
окружения, о деятельности взрослых;
6)
расширять
представления
о
населенном пункте, в котором живет
ребёнок,
его
достопримечательностях,
эмоционально откликаться на праздничное
убранство дома, ДОО;
7)
организовывать взаимодействие и
знакомить с животными и растениями
ближайшего окружения, их названиями,
строением
и
отличительными
особенностями,
некоторыми
объектами
неживой природы;
8)
развивать способность наблюдать за
явлениями природы, воспитывать бережное
отношение к животным и растениям.

1) Сенсорные эталоны и познавательные действия:
• педагог демонстрирует детям и включает их в деятельность на
сравнение предметов и определение их сходства-различия, на подбор и
группировку по заданному образцу (по цвету, форме, величине).
Побуждает и поощряет освоение простейших действий, основанных на
перестановке предметов, изменении способа их расположения,
количества; на действия переливания, пересыпания. Проводит игрызанятия с использованием предметов-орудий: сачков, черпачков для
выуживания из специальных емкостей с водой или без воды шариков,
плавающих игрушек, палочек со свисающим на веревке магнитом для
«ловли» на нее небольших предметов. Организует действия с
игрушками, имитирующими орудия труда (заколачивание молоточком
втулочек в верстачок, сборка каталок с помощью деревянных или
пластмассовых винтов) и тому подобное, создает ситуации для
использования детьми предметов-орудий в самостоятельной игровой и
бытовой деятельности с целью решения практических задач;
• педагог поощряет действия детей с предметами, при ориентации на 2-3
свойства одновременно; собирание одноцветных, а затем и
разноцветных пирамидок из 4-5 и более колец, располагая их по
убывающей величине; различных по форме и цвету башенок из 2-3
геометрических форм-вкладышей; разбирание и собирание трехместной
матрешки с совмещением рисунка на её частях, закрепляя понимание
детьми слов, обозначающих различный размер предметов, их цвет и
форму. В ходе проведения с детьми дидактических упражнений и игрзанятий формирует обобщенные способы обследования формы
предметов - ощупывание, рассматривание, сравнение, сопоставление;
продолжает поощрять появление настойчивости в достижении
результата познавательных действий.
2)
Математические представления:
педагог подводит детей к освоению простейших умений в различении
формы окружающих предметов, используя предэталоные представления
о шаре, кубе, круге, квадрате; подборе предметов и геометрических
фигур по образцу, различению и сравниванию предметов по величине,
выбору среди двух предметов при условии резких различий: большой и
маленький, длинный и короткий, высокий и низкий. Поддерживает
интерес детей к количественной стороне различных групп предметов

(много и много, много и мало, много и один) предметов.
3)
Окружающий мир:
педагог расширяет представления детей об окружающем мире,
знакомит их с явлениями общественной жизни, с деятельностью
взрослых (повар варит кашу, шофер водит машину, доктор лечит);
развивает представления о себе (о своем имени, именах близких
родственников), о внешнем облике человека, о его физических
особенностях (у каждого есть голова, руки, ноги, лицо; на лице - глаза,
нос, рот и так далее); о его физических и эмоциональных состояниях
(проголодался - насытился, устал - отдохнул; намочил - вытер; заплакал
- засмеялся и так далее); о деятельности близких ребёнку людей («Мама
моет пол»; «Бабушка вяжет носочки»; «Сестра рисует»; «Дедушка
читает газету»; «Брат строит гараж»; «Папа работает за компьютером» и
тому подобное); о предметах, действиях с ними и их назначении:
предметы домашнего обихода (посуда, мебель, одежда), игрушки,
орудия труда (веник, метла, лопата, ведро, лейка и так далее).
4) Природа:
в процессе ознакомления с природой педагог организует
взаимодействие и направляет внимание детей на объекты живой и
неживой природы, явления природы, которые доступны для
непосредственного восприятия. Формирует представления о домашних
и диких животных и их детенышах (особенности внешнего вида, части
тела, питание, способы передвижения), о растениях ближайшего
окружения (деревья, овощи, фрукты и другие), их характерных
признаках (цвет, строение, поверхность, вкус), привлекает внимание и
поддерживает интерес к объектам неживой природы (солнце, небо,
облака, песок, вода), к некоторым явлениям природы (снег, дождь,
радуга, ветер), поощряет бережное отношение к животным и растениям.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Познавательное развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Человек», «Семья», «Познание», «Родина» и «Природа», что предполагает:
• воспитание отношения к знанию как ценности, понимание значения образования для человека, общества, страны;
• приобщение к отечественным традициям и праздникам, к истории и достижениям родной страны, к культурному
наследию народов России;
• воспитание уважения к людям - представителям разных народов России независимо от их этнической
принадлежности;
• воспитание уважительного отношения к государственным символам страны (флагу, гербу, гимну);

• воспитание бережного и ответственного отношения к природе родного края, родной страны, приобретение первого
опыта действий по сохранению природы.
Речевое развитие

1) Формирование словаря:
педагог развивает понимание речи и активизирует словарь, формирует
умение по словесному указанию находить предметы по цвету, размеру
(«Принеси красный кубик»), различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения животных; активизирует
словарь детей: существительными, обозначающими названия
транспортных средств, частей автомобиля, растений, фруктов, овощей,
домашних животных и их детенышей; глаголами, обозначающими
трудовые действия (мыть, стирать), взаимоотношения (помочь);
прилагательными, обозначающими величину, цвет, вкус предметов;
наречиями (сейчас, далеко). Педагог закрепляет у детей названия
предметов и действий с предметами, некоторых особенностей
предметов; названия некоторых трудовых действий и собственных
действий; имена близких людей, имена детей группы; обозначения
личностных качеств, особенностей внешности окружающих ребёнка
взрослых и сверстников.
2)
Звуковая культура речи:
упражнять
детей
в
правильном педагог формирует у детей умение говорить внятно, не торопясь,
произношении гласных и согласных звуков, правильно
произносить
гласные
и
согласные
звуки.
В
звукоподражаний,
отельных
слов. звукопроизношении для детей характерно физиологическое смягчение
Формировать правильное произношение практически всех согласных звуков. В словопроизношении ребёнок
звукоподражательных слов в разном темпе, с пытается произнести все слова, которые необходимы для выражения его
разной силой голоса.
мысли. Педагог поощряет детей использовать разные по сложности
слова, воспроизводить ритм слова, формирует умение детей не
пропускать слоги в словах, выражать свое отношение к предмету
разговора при помощи разнообразных вербальных и невербальных
средств. У детей проявляется эмоциональная непроизвольная
выразительность речи.
3)
Грамматический строй речи:
формировать у детей умение согласовывать педагог помогает детям овладеть умением правильно использовать
существительные
и
местоимения
с большинство основных грамматических категорий: окончаний
глаголами, составлять фразы из 3-4 слов.
существительных; уменьшительно-ласкательных суффиксов; поощряет
словотворчество, формирует умение детей выражать свои мысли
развивать понимание речи и активизировать
словарь. Формировать у детей умение по
словесному указанию педагога находить
предметы, различать их местоположение,
имитировать действия людей и движения
животных.
Обогащать
словарь
детей
существительными,
глаголами,
прилагательными, наречиями и формировать
умение использовать данные слова в речи.

посредством трех-, четырехсловных предложений.
4)
Связная речь:
продолжать развивать у детей умения • педагог формирует у детей умения рассказывать в 2-4 предложениях о
понимать речь педагога, отвечать на нарисованном на картинке, об увиденном на прогулке, активно
вопросы; рассказывать об окружающем в 2-4 включаться в речевое взаимодействие, направленное на развитие
предложениях.
умения понимать обращенную речь с опорой и без опоры на
наглядность; побуждает детей проявлять интерес к общению со
взрослыми и сверстниками, вступать в контакт с окружающими,
выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые
средства и элементарные этикетные формулы общения, реагировать на
обращение с использованием доступных речевых средств, отвечать на
вопросы педагога с использованием фразовой речи или формы простого
предложения, относить к себе речь педагога, обращенную к группе
детей, понимать её содержание;
• педагог развивает у детей умение использовать инициативную
разговорную речь как средство общения и познания окружающего мира,
употреблять в речи предложения разных типов, отражающие связи и
зависимости объектов.
5)
Интерес к художественной литературе:
• формировать у детей умение воспринимать Примерный перечень художественной литературы
небольшие по объему потешки, сказки и • Малые формы фольклора. «А баиньки-баиньки», «Бежала лесочком
рассказы с наглядным сопровождением (и лиса с кузовочком...», «Большие ноги», «Водичка, водичка», «Вот и
без него);
люди спят», «Дождик, дождик, полно лить...», «Заяц Егорка...», «Идет
• побуждать договаривать и произносить коза рогатая», «Из-за леса, из-за гор...», «Катя, Катя...», «Кисонькачетверостишия уже известных ребёнку мурысонька...», «Наша Маша маленька...», «Наши уточки с утра»,
стихов и песенок, воспроизводить игровые
«Огуречик, огуречик...», «Ой ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу»,
действия, движения персонажей;
«Поехали, поехали», «Пошел котик на Торжок...», «Тили-бом!...», «Уж
• поощрять отклик на ритм и мелодичность
стихотворений,
потешек;
формировать ты, радуга-дуга», «Улитка, улитка...», «Чики, чики, кички...».
умение в процессе чтения произведения • Русские народные сказки. «Заюшкина избушка» (обраб. О. Капицы),
«Как коза избушку построила» (обраб. М.А. Булатова), «Кот, петух и
повторять звуковые жесты;
•
развивать
умение
произносить лиса» (обраб. М. Боголюбской), «Лиса и заяц» (обраб. В. Даля), «Маша
звукоподражания, связанные с содержанием и медведь» (обраб. М.А. Булатова), «Снегурушка и лиса» (обраб. А.Н.
литературного материала (мяу-мяу, тик-так, Толстого).
баю-бай, ква-ква и тому подобное), •отвечать • Фольклор народов мира. «В гостях у королевы», «Разговор», англ. нар.
на вопросы по содержанию прочитанных песенки (пер. и обраб. С. Маршака); «Ой ты заюшка-пострел...», пер. с

произведений;
• побуждать рассматривать книги и
иллюстрации вместе с педагогом и
самостоятельно;
• развивать восприятие вопросительных и
восклицательных
интонаций
художественного произведения.

молд. И. Токмаковой; «Снегирек», пер. с нем. В. Викторова, «Три
веселых братца», пер. с нем. Л. Яхнина; «Ты, собачка, не лай...», пер. с
молд. И. Токмаковой; «У солнышка в гостях», словацк. нар. сказка (пер.
и обраб. С. Могилевской и Л. Зориной).
• Произведения поэтов и писателей России.
 Поэзия. Аким Я.Л. «Мама»; Александрова З.Н. «Гули-гули»,
«Арбуз»; Барто А., Барто П. «Девочка-рёвушка»; Берестов В.Д.
«Веселое лето», «Мишка, мишка, лежебока», «Котенок»,
«Воробушки»; Введенский А.И. «Мышка»; Лагздынь Г.Р.
«Петушок»; Лермонтов М.Ю. «Спи, младенец...» (из
стихотворения «Казачья колыбельная»); Маршак С.Я. «Сказка о
глупом мышонке»; Мошковская Э.Э. «Приказ» (в сокр.),
«Мчится поезд»; Пикулева Н.В. «Лисий хвостик», «Надувала
кошка шар...»; Плещеев А.Н. «Травка зеленеет...»; Саконская
Н.П. «Где мой пальчик?»; Сапгир Г.В. «Кошка»; Хармс Д.И.
«Кораблик»; Чуковский К.И. «Путаница».
 Проза. Бианки В.В. «Лис и мышонок»; Калинина Н.Д. «В лесу»
(из книги «Летом»), «Про жука», «Как Саша и Алеша пришли в
детский сад» (1-2 рассказа по выбору); Павлова Н.М.
«Земляничка»; Симбирская Ю.С. «По тропинке, по дорожке»;
Сутеев В.Г. «Кто сказал «мяу?», «Под грибом»; Тайц Я.М.
«Кубик на кубик», «Впереди всех», «Волк» (рассказы по
выбору); Толстой J1.H. «Три медведя», «Косточка»; Ушинский
К.Д. «Васька», «Петушок с семьей», «Уточки» (рассказы по
выбору); Чарушин Е.И. «В лесу» (1-3 рассказа по выбору),
«Волчишко»; Чуковский К.И. «Мойдодыр».
• Произведения поэтов и писателей разных стран. Биссет Д. «Га-гага!», пер. с англ. Н. Шерешевской; Дональдсон Д. «Мишка-почтальон»,
пер. М. Бородицкой; Капутикян С.Б. «Все спят», «Маша обедает», пер. с
арм. Т. Спендиаровой; Остервальдер М. «Приключения маленького
Бобо. Истории в картинках для самых маленьких», пер. Т. Зборовская;
Эрик К. «Очень голодная гусеница».

Художественноэстетическое
развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Речевое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• владение формами речевого этикета, отражающими принятые в обществе правила и нормы культурного поведения;
• воспитание отношения к родному языку как ценности, умения чувствовать красоту языка, стремления говорить
красиво (на правильном, богатом, образном языке).
1)
приобщение к искусству:
• развивать у детей художественное Педагог развивает у детей художественное восприятие; воспитывает
восприятие (смотреть, слушать и испытывать эмоциональную отзывчивость на доступные пониманию детей
радость) в процессе ознакомления с произведения изобразительного искусства. Знакомит с народными
произведениями
музыкального, игрушками: дымковской, богородской, матрешкой, ванькой-встанькой и
изобразительного искусства, природой;
другими, соответствующими возрасту детей. Педагог обращает
• интерес, внимание, любознательность, внимание детей на характер игрушек (веселая, забавная и так далее), их
стремление к эмоциональному отклику детей форму, цветовое оформление. Педагог воспитывает интерес к природе и
на отдельные эстетические свойства и отражению представлений (впечатлений) в доступной изобразительной
качества предметов и явлений окружающей и музыкальной деятельности.
действительности;
Примерный перечень произведений изобразительного искусства.
• развивать отзывчивость на доступное Иллюстрации к книгам: В.Г. Сутеев «Кораблик», «Кто сказал мяу?»,
понимание произведений искусства, интерес «Цыпленок и Утенок»; Ю.А. Васнецов к книге «Колобок», «Теремок».
к музыке (в процессе прослушивания
классической
и
народной
музыки),
изобразительному искусству (в процессе
рассматривания и восприятия красоты
иллюстраций,
рисунков,
изделии
декоративно-прикладного искусства);
• познакомить детей с народными игрушками
(дымковской, богородской, матрешкой и
другими);
• поддерживать интерес к малым формам
фольклора (пестушки, заклички, прибаутки);
• поддерживать стремление детей выражать
свои чувства и впечатления на основе
эмоционально содержательного восприятия
доступных для понимания произведений
искусства или наблюдений за природными
явлениями;
2)
изобразительная деятельность:

• воспитывать интерес к изобразительной
деятельности (рисованию, лепке) совместно
со взрослым и самостоятельно;
• развивать положительные эмоции на
предложение нарисовать, слепить;
• научить правильно держать карандаш,
кисть;
•
развивать
сенсорные
основы
изобразительной деятельности: восприятие
предмета разной формы, цвета (начиная с
контрастных цветов);
• включать движение рук по предмету при
знакомстве с его формой; познакомить со
свойствами глины, пластилина, пластической
массы; развивать эмоциональный отклик
детей на отдельные эстетические свойства и
качества
предметов
в
процессе
рассматривания
игрушек,
природных
объектов, предметов быта, произведений
искусства;

1) Рисование:
• педагог продолжает развивать у детей художественное восприятие;
способствует обогащению их сенсорного опыта путем выделения
формы предметов, обведения их по контуру поочередно то одной, то
другой рукой; побуждает, поощряет и подводит детей к изображению
знакомых предметов, предоставляя им свободу выбора;
• педагог обращает внимание детей на то, что карандаш (кисть,
фломастер) оставляет след на бумаге, если провести по ней отточенным
концом карандаша (фломастером, ворсом кисти); учит следить за
движением карандаша по бумаге;
• педагог привлекает внимание детей к изображенным ими на бумаге
разнообразным линиям, конфигурациям; побуждает задумываться над
тем, что они нарисовали, на что это похоже; вызывать чувство радости
от штрихов и линий, которые дети нарисовали сами; педагог побуждает
детей к дополнению нарисованного изображения характерными
деталями; к осознанному повторению ранее получившихся штрихов,
линий, пятен, форм;
• педагог развивает у детей эстетическое восприятие окружающих
предметов; учит детей различать цвета карандашей, фломастеров,
правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие,
вертикальные, горизонтальные, наклонные), пересекать их, уподобляя
предметам: ленточкам, платочкам, дорожкам, ручейкам, сосулькам,
заборчику и другим; подводит детей к рисованию предметов округлой
формы;
• при рисовании педагог формирует у ребёнка правильную позу (сидеть
свободно, не наклоняться низко над листом бумаги), свободная рука
поддерживает лист бумаги, на котором рисует малыш; педагог учит
держать карандаш и кисть свободно: карандаш - тремя пальцами выше
отточенного конца, кисть - чуть выше железного наконечника; набирать
краску на кисть, макая её всем ворсом в баночку, снимать лишнюю
краску, прикасаясь ворсом к краю баночки.
2)
Лепка:
педагог поощряет у детей интерес к лепке; знакомит с пластическими
материалами: глиной, пластилином, пластической массой (отдавая
предпочтение глине); учит аккуратно пользоваться материалами;
педагог учит детей отламывать комочки глины от большого куска;

3)
• знакомить детей с деталями (кубик,
кирпичик, трехгранная призма, пластина,
цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости;
• развивать интерес к конструктивной
деятельности, поддерживать желание детей
строить самостоятельно;

4)
• воспитывать интерес к музыке, желание
слушать музыку, подпевать, выполнять
простейшие танцевальные движения;
• приобщать к восприятию музыки, соблюдая
первоначальные правила: не мешать соседу
вслушиваться в музыкальное произведение и
эмоционально на него реагировать;

лепить палочки и колбаски, раскатывая комочек между ладонями
прямыми движениями; соединять концы палочки, плотно прижимая их
друг к другу (колечко, бараночка, колесо и так далее); педагог учит
раскатывать комочек глины круговыми движениями ладоней для
изображения предметов круглой формы (шарик, яблоко, ягода и
другие), сплющивать комочек между ладонями (лепешки, печенье,
пряники); делать пальцами углубление в середине сплющенного
комочка (миска, блюдце). Педагог учит соединять две вылепленные
формы в один предмет: палочка и шарик (погремушка или грибок), два
шарика (неваляшка) и тому подобное. Педагог приучает детей класть
глину и вылепленные предметы на дощечку или специальную заранее
подготовленную клеенку.
конструктивная деятельность:
В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом
педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик,
трехгранная призма, пластина, цилиндр), с вариантами расположения
строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать
умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу,
поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует
пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей
пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными
масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и
тому подобное). По окончании игры приучает убирать все на место.
Знакомит детей с простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит
совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины. В
летнее время педагог развивает интерес у детей к строительным играм с
использованием природного материала (песок, вода, желуди, камешки и
тому подобное).
музыкальная деятельность:
1)
Слушание:
педагог учит детей внимательно Примерный перечень музыкальных
слушать спокойные и бодрые произведений.
песни, музыкальные пьесы разного • Слушание. «Наша погремушка»,
характера, понимать, о чем (о ком) муз. И. Арсеева, сл. И. Черницкой;
поется,
и
эмоционально «Весною», «Осенью», муз. С.
реагировать на содержание; учит Майкапара; «Цветики», муз. В.

детей различать звуки по высоте
(высокое и низкое звучание
колокольчика,
фортепьяно,
металлофона).

2)
Пение:
педагог вызывает активность детей
при подпевании и пении; развивает
умение подпевать фразы в песне
(совместно с педагогом); поощряет
сольное пение.

Карасевой, сл. Н. Френкель; «Вот
как мы умеем», «Марш и бег», муз.
Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель;
«Кошечка» (к игре «Кошка и
котята»), муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Микита», белорус,
нар.
мелодия,
обраб.
С.
Полонского;
«Пляска
с
платочком», муз. Е. Тиличеевой,
сл. И. Грантовской; «Полянка»,
рус. нар. мелодия, обраб. Г. Фрида;
«Утро», муз. Г. Гриневича, сл. С.
Прокофьевой.
• Рассказы с музыкальными
иллюстрациями. «Птички», муз. Г.
Фрида; «Праздничная прогулка»,
муз. А. Александрова.
Примерный перечень музыкальных
произведений.
• Пение. «Баю» (колыбельная), муз.
М. Раухвергера; «Белые гуси», муз.
М. Красева, сл. М. Клоковой;
«Дождик», рус. нар. мелодия,
обраб. В. Фере; «Елочка», муз. Е.
Тиличеевой, сл. М. Булатова;
«Кошечка», муз. В. Витлина, сл. Н.
Найденовой; «Ладушки», рус. нар.
мелодия; «Птичка», муз. М.
Раухвергера,
сл.
А.
Барто;
«Собачка», муз. М. Раухвергера,
сл. Н. Комиссаровой; «Цыплята»,
муз. А. Филиппенко, сл. Т.
Волгиной; «Колокольчик», муз. И.
Арсеева, сл. И. Черницкой.
• Игры с пением. «Игра с мишкой»,

5)

муз. Г. Финаровского; «Кто у нас
хороший?», рус. нар. песня.
4)
Музыкально-ритмические движения:
педагог
развивает
у
детей Примерный перечень музыкальных
эмоциональность и образность произведений.
восприятия
музыки
через •
Музыкально-ритмические
движения;
продолжает движения. «Дождик», муз. и сл. Е.
формировать у детей способность Макшанцевой;
«Воробушки»,
воспринимать и воспроизводить «Погремушка,
попляши»,
движения, показываемые взрослым «Колокольчик», «Погуляем», муз.
(хлопать,
притопывать
ногой, И. Арсеева, сл. И. Черницкой; «Вот
полуприседать,
совершать как
мы
умеем»,
муз.
Е.
повороты кистей рук и так далее); Тиличеевой, сл. Н. Френкель.
учит детей начинать движение с • Музыкальные забавы. «Из-за
началом музыки и заканчивать с её леса, из-за гор», Т. Казакова;
окончанием; передавать образы «Котик и козлик», муз. Ц. Кюи.
(птичка летает, зайка прыгает, • Инсценирование песен. «Кошка и
мишка косолапый идет); педагог котенок», муз. М. Красева, сл. О.
совершенствует умение ходить и Высотской; «Неваляшки», муз. 3.
бегать (на носках, тихо; высоко и Левиной; Компанейца.
низко поднимая ноги; прямым
галопом), выполнять плясовые
движения в кругу, врассыпную,
менять движения с изменением
характера музыки или содержания
песни.
театрализованная деятельность:

• пробуждать интерес к театрализованной Педагог пробуждает интерес детей к театрализованной игре, создает
игре путем первого опыта общения с условия для её проведения. Формирует умение следить за развитием
персонажем
(кукла
Катя
показывает действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных
концерт), расширения контактов со взрослым силами взрослых и старших детей. Педагог учит детей имитировать
(бабушка приглашает на деревенский двор);
характерные действия персонажей (птички летают, козленок скачет),
• побуждать детей отзываться на игры- передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой,
действия со звуками (живой и неживой жестом, движением). Знакомит детей с приемами вождения настольных
природы), подражать движениям животных и кукол. Учит сопровождать движения простой песенкой. Педагог
птиц под музыку, под звучащее слово (в поощряет у детей желание действовать с элементами костюмов
произведениях малых фольклорных форм);
(шапочки, воротнички и так далее) и атрибутами как внешними
•
способствовать
проявлению символами роли.
самостоятельности, активности в игре с
персонажами-игрушками;
• развивать умение следить за действиями
заводных игрушек, сказочных героев,
адекватно реагировать на них;
• способствовать формированию навыка
перевоплощения в образы сказочных героев;
• создавать условия для систематического
восприятия театрализованных выступлений
педагогического театра (взрослых).
6) культурно-досуговая деятельность:
• создавать эмоционально-положительный Педагог создает эмоционально-положительный климат в группе и ДОО
климат в группе и ДОО, обеспечение у детей для обеспечения у детей чувства комфортности, уюта и защищенности;
чувства
комфортности,
уюта
и формирует у детей умение самостоятельной работы детей с
защищенности;
формировать
умение художественными материалами. Привлекает детей к посильному
самостоятельной
работы
детей
с участию в играх с пением, театрализованных представлениях
художественными материалами;
(кукольный театр; инсценирование русских народных сказок), забавах,
• привлекать детей к посильному участию в развлечениях (тематических, спортивных) и праздниках. Развивает
играх, театрализованных представлениях, умение следить за действиями игрушек, сказочных героев, адекватно
забавах, развлечениях и праздниках;
реагировать на них. Формирует навык перевоплощения детей в образы
• развивать умение следить за действиями сказочных героев.
игрушек, сказочных героев, адекватно
реагировать на них;

Физическое
развитие

Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
направлено на приобщение детей к ценностям «Культура» и «Красота», что предполагает:
• воспитание эстетических чувств (удивления, радости, восхищения) к различным объектам и явлениям окружающего
мира (природного, бытового, социального), к произведениям разных видов, жанров и стилей искусства (в соответствии
с возрастными особенностями);
• приобщение к традициям и великому культурному наследию российского народа, шедеврам мировой художественной
культуры;
• становление эстетического, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру для гармонизации внешнего
и внутреннего мира ребёнка;
• создание условий для раскрытия детьми базовых ценностей и их проживания в разных видах художественнотворческой деятельности;
• формирование целостной картины мира на основе интеграции интеллектуального и эмоционально-образного
способов его освоения детьми;
• создание условий для выявления, развития и реализации творческого потенциала каждого ребёнка с учётом его
индивидуальности, поддержка его готовности к творческой самореализации и сотворчеству с другими людьми (детьми
и взрослыми).
• обогащать двигательный опыт детей, Педагог формирует умение выполнять основные движения,
помогая осваивать упражнения основной общеразвивающие и музыкально-ритмические упражнения в различных
гимнастики: основные движения (бросание, формах физкультурно- оздоровительной работы (утренняя гимнастика,
катание, ловля, ползанье, лазанье, ходьба, физкультурные занятия, подвижные игры, индивидуальная работа по
бег,
прыжки),
общеразвивающие
и развитию движений и другое), развивает психофизические качества,
музыкально-ритмические упражнения;
координацию, равновесие и ориентировку в пространстве. Педагог
• развивать психофизические качества, побуждает детей совместно играть в подвижные игры, действовать
равновесие и ориентировку в пространстве;
согласованно, реагировать на сигнал. Оптимизирует двигательную
• поддерживать у детей желание играть в деятельность, предупреждая утомление, осуществляет помощь и
подвижные игры вместе с педагогом в страховку, поощряет стремление ребёнка соблюдать правила личной
небольших подгруппах;
гигиены и проявлять культурно-гигиенические навыки.
• формировать интерес и положительное 1) Основная гимнастика (основные движения, общеразвивающие и
отношение к выполнению физических строевые упражнения).
упражнений, совместным двигательным • Основные движения:
действиям;
• бросание, катание, ловля: скатывание мяча по наклонной доске;
• укреплять здоровье детей средствами прокатывание мяча педагогу и друг другу двумя руками стоя и сидя
физического
воспитания,
формировать (расстояние 50-100 см), под дугу, в воротца; остановка катящегося мяча;
культурно-гигиенические навыки и навыки передача мячей друг другу стоя; бросание мяча от груди двумя руками,
самообслуживания, приобщая к здоровому снизу, из-за головы; бросание предмета в горизонтальную цель и вдаль
образу жизни.
с расстояния 100-125 см двумя и одной рукой; перебрасывание мяча

через сетку, натянутую на уровне роста ребёнка с расстояния 1-1,5 м;
ловля мяча, брошенного педагогом с расстояния до 1 м;
• ползание и лазанье: ползание на животе, на четвереньках до
погремушки (флажка) 3-4 м (взяв её, встать, выпрямиться), по доске,
лежащей на полу, по наклонной доске, приподнятой одним концом на
20-30 см; по гимнастической скамейке; проползание под дугой (30-40
см); влезание на лесенку-стремянку и спуск с нее произвольным
способом;
• ходьба: ходьба стайкой за педагогом с перешагиванием через линии,
палки, кубы; на носках; с переходом на бег; на месте, приставным
шагом вперед, в сторону, назад; с предметами в руке (флажок, платочек,
ленточка и другие); врассыпную и в заданном направлении; между
предметами; по кругу по одному и парами, взявшись за руки;
• бег: бег стайкой за педагогом, в заданном направлении и в разных
направлениях; между линиями (расстояние между линиями 40-30 см); за
катящимся мячом; с переходом на ходьбу и обратно; непрерывный в
течение 20-30-40 секунд; медленный бег на расстояние 40-80 м;
• прыжки: прыжки на двух ногах на месте (10-15 раз); с продвижением
вперед, через 1-2 параллельные линии (расстояние 10-20 см); в длину с
места как можно дальше, через 2 параллельные линии (20-30 см); вверх,
касаясь предмета, находящегося выше поднятых рук ребёнка на 10-15
см;
• упражнения в равновесии: ходьба по дорожке (ширина 20 см, длина 23 м); по наклонной доске, приподнятой одним концом на 20 см; по
гимнастической скамейке; перешагивание линий и предметов (высота
10-15 см); ходьба по извилистой дорожке (2-3 м), между линиями;
подъем без помощи рук на скамейку, удерживая равновесие с
положением рук в стороны; кружение на месте.
В процессе обучения основным движениям педагог побуждает детей
действовать сообща, двигаться не наталкиваясь друг на друга,
придерживаться определенного направления движения, предлагает
разнообразные упражнения.
• Общеразвивающие упражнения:
• упражнения для кистей рук, развития и укрепления плечевого пояса:
поднимание рук вперед, вверх, разведение в стороны, отведение назад,
за спину, сгибание и разгибание, выполнение хлопков руками перед

собой, над головой; махи руками вверх-вниз, вперед-назад;
• упражнения для развития и укрепления мышц спины и гибкости
позвоночника: повороты вправо-влево, с передачей предмета сидящему
рядом ребёнку, наклоны вперед из исходного положения стоя и сидя;
одновременное сгибание и разгибание ног из исходного положения сидя
и лежа, поочередное поднимание рук и ног из исходного положения
лежа на спине;
• упражнения для развития и укрепления мышц брюшного пресса и
гибкости позвоночника: сгибание и разгибание ног, держась за опору,
приседание, потягивание с подниманием на носки и другое;
• музыкально-ритмические упражнения, разученные на музыкальном
занятии, включаются в содержание подвижных игр и игровых
упражнений; педагог показывает детям и выполняет вместе с ними:
хлопки в ладоши под музыку, хлопки с одновременным
притопыванием, приседание «пружинка», приставные шаги впередназад, кружение на носочках, имитационные упражнения.
Педагог предлагает образец для подражания и выполняет вместе с
детьми упражнения с предметами: погремушками, платочками, малыми
обручами, кубиками, флажками и другое, в том числе, сидя на стуле или
на скамейке.
2)
Подвижные игры: педагог развивает и поддерживает у детей
желание играть в подвижные игры с простым содержанием, с текстом, с
включением музыкально-ритмических упражнений. Создает условия
для развития выразительности движений в имитационных упражнениях
и сюжетных играх, помогает самостоятельно передавать простейшие
действия некоторых персонажей (попрыгать, как зайчики, помахать
крылышками, как птичка, походить как лошадка, поклевать зернышки,
как цыплята, и тому подобное).
3)
Формирование основ здорового образа жизни: педагог
формирует у детей полезные привычки и элементарные культурногигиенические навыки при приеме пищи, уходе за собой
(самостоятельно и правильно мыть руки перед едой, после прогулки и
посещения туалета, чистить зубы, пользоваться предметами личной
гигиены); поощряет умения замечать нарушения правил гигиены,
оценивать свой внешний вид, приводить в порядок одежду;
способствует
формированию
положительного
отношения
к

закаливающим и гигиеническим процедурам, выполнению физических
упражнений.
Решение совокупных задач воспитания в рамках образовательной области «Физическое развитие» направлено на
приобщение детей к ценностям «Жизнь», «Здоровье», что предполагает:
• воспитание осознанного отношения к жизни как основоположной ценности и здоровью как совокупности
физического, духовного и социального благополучия человека;
• формирование у ребёнка возрастосообразных представлений и знаний в области физической культуры, здоровья и
безопасного образа жизни;
становление эмоционально-ценностного отношения к здоровому образу жизни, физическим упражнениям, подвижным
играм, закаливанию организма, гигиеническим нормам и правилам;
• воспитание активности, самостоятельности, самоуважения,
коммуникабельности,
уверенности
и
других
личностных качеств;
• приобщение детей к ценностям, нормам и знаниям физической культуры в целях их физического развития и
саморазвития;

2.3.1. Формы работы с детьми
Согласно ФГОС ДО педагог может использовать различные формы реализации рабочей
программы в соответствии с видом детской деятельности и возрастными особенностями
детей.
В дошкольном возрасте это:
- игровая деятельность (сюжетно-ролевая, театрализованная, режиссёрская, строительноконструктивная, дидактическая, подвижная и другие);
общение
со
взрослым
(ситуативно-деловое,
внеситуативно-познавательное,
внеситуативно-личностное) и сверстниками (ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое);
- речевая деятельность (слушание речи взрослого и сверстников, активная диалогическая и
монологическая речь);
- познавательно-исследовательская деятельность и экспериментирование;
- изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация) и конструирование из
разных материалов по образцу, условию и замыслу ребёнка;
- двигательная деятельность (основные виды движений, общеразвивающие и спортивные
упражнения, подвижные и элементы спортивных игр и другие);
- элементарная трудовая деятельность (самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд,
труд в природе, ручной труд);
- музыкальная деятельность (слушание и понимание музыкальных произведений, пение,
музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).

2.3.2. Средства реализации рабочей программы
Средства, используемые для развития разных видов деятельности детей:
- двигательной: оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с
мячом и другое;
- предметной: образные и дидактические игрушки, реальные предметы и другое;
- игровой: игры, игрушки, игровое оборудование и другое;
- коммуникативной: дидактический материал, предметы, игрушки, видеофильмы и другое;
- познавательно-исследовательской и экспериментирования: натуральные предметы и
оборудование для исследования и образно-символический материал, в том числе макеты,
плакаты, модели, схемы и другое;
- чтения художественной литературы: книги для детского чтения, в том числе аудиокниги,
иллюстративный материал;
- трудовой: оборудование и инвентарь для всех видов труда;
- продуктивной: оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и
конструирования;
- музыкальной: детские музыкальные инструменты, дидактический материал и другое.

2.4. Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик
Образовательная деятельность в группе включает:
образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов
детской деятельности;
образовательную деятельность, осуществляемую в ходе режимных процессов;
самостоятельную деятельность детей;
взаимодействие с семьями детей по реализации рабочей программы образования.
Образовательная деятельность организуется как совместная деятельность педагога и детей,
самостоятельная деятельность детей. В зависимости от решаемых образовательных задач,
желаний детей, их образовательных потребностей, педагог может выбрать один или несколько
вариантов совместной деятельности:
1) совместная деятельность педагога с ребёнком, где, взаимодействуя с ребёнком, он
выполняет функции педагога: обучает ребёнка чему-то новому;
2) совместная деятельность ребёнка с педагогом, при которой ребёнок и педагог равноправные партнёры;
3) совместная деятельность группы детей под руководством педагога, который на правах
участника деятельности на всех этапах её выполнения (от планирования до завершения)
направляет совместную деятельность группы детей;
4) совместная деятельность детей со сверстниками без участия педагога, но по его заданию.
Педагог в этой ситуации не является участником деятельности, но выступает в роли её
организатора, ставящего задачу группе детей, тем самым, актуализируя лидерские ресурсы самих
детей;
5) самостоятельная, спонтанно возникающая, совместная деятельность детей без всякого
участия педагога. Это могут быть самостоятельные игры детей (сюжетно-ролевые, режиссерские,
театрализованные, игры с правилами, музыкальные и другое), самостоятельная изобразительная
деятельность по выбору детей, самостоятельная познавательно-исследовательская деятельность
(опыты, эксперименты и другое).
2.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся

Главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями
обучающихся дошкольного возраста являются:
 обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления
здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
 обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи;
повышение воспитательного потенциала семьи.
Достижение этих целей должно осуществляться через решение основных задач:
1) информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно
целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах
господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной
программе, реализуемой в ДОО;
2) просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психологопедагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и
образования детей;
3) способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой
основы благополучия семьи;

4) построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских
отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и
дошкольного возраста для решения образовательных задач;
5) вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.

3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Психолого-педагогические условия реализации рабочей программы
Для успешной реализации рабочей программы в группе обеспечены следующие психологопедагогические условия:
1) уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их
положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
2) использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми,
соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям (недопустимость как
искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей);
3) построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,
ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего
социальную ситуацию его развития;
4) поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к
другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах
деятельности;
6) возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной
деятельности и общения;
7) защита детей от всех форм физического и психического насилия;
8) поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и
укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную
деятельность.
Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей,
соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:
1) обеспечение эмоционального благополучия через:
- непосредственное общение с каждым ребенком;
- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;
2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через:
- создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной
деятельности;
- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
- недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в
разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и
т.д.);
3) установление правил взаимодействия в разных ситуациях:
- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том
числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и
социальным слоям, а также имеющими различные (в том числе ограниченные)
возможности здоровья;
- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные
ситуации со сверстниками;
- развитие умения детей работать в группе сверстников;
4) построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень
развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более
опытными сверстниками, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности
(далее - зона ближайшего развития каждого ребёнка), через:
- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения,
воображения и детского творчества, личностного, физического и художественноэстетического развития детей;
- поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и
пространства;
- оценку индивидуального развития детей;
5) взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования
ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе
посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления
потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Детская инициатива проявляется в свободной самостоятельной деятельности детей по
выбору и интересам. Возможность играть, конструировать и пр. в соответствии с
собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия
ребенка в детском саду, протекает в утренний отрезок времени и во второй половине дня.
В развитии детской инициативы и самостоятельности соблюдаются следующие
требования:
- развитие активного интереса детей к окружающему миру, стремление к получению новых
знаний и умений;
- создание разнообразных условий и ситуаций, побуждающих детей к активному
применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте;
постоянное расширение области задач, которые дети решают самостоятельно, поощрение
детской инициативы;
- тренировка воли детей, поддерживание желания преодолевать трудности, доводить
начатое дело до конца;
- ориентирование воспитанников на получение хорошего результата, необходимость
своевременного особого внимания на детей, постоянно проявляющих небрежность,
торопливость, равнодушие к результату, склонных не завершать работу;
- «дозирование» помощи детям;
- поддерживание у детей чувства гордости и радости от успешных самостоятельных
действий, подчеркивание роста возможностей и достижений каждого ребёнка, побуждение
к проявлению инициативы и творчества.
Развитие самостоятельности включает две стороны: адаптивную (умение понимать
существующие социальные нормы и действовать в соответствии с ними) и активную
(готовность
принимать
самостоятельные
решения)

На холодный период года
Возраст детей 2 - 3 года
Примерный режим дня в МБДОУ
с 10,5-ти часовым пребыванием
Режимные процессы

Время
проведения

Прием и осмотр детей, свободная игра, самостоятельная деятельность

7.00 – 8.00

Утренняя гимнастика

8.00 – 8.10

Утренний круг

8.10 – 8.20

Подготовка к завтраку, завтрак

8.20 – 9:00

Занятия в игровой форме по подгруппам

9.00 – 9.10/
9.10-9.20
Игры, самостоятельная деятельность, совместная деятельность взрослого 9.20 - 10.30
и детей и др.
Подготовка ко второму завтраку, второй завтрак
10:30 – 10.50
Подготовка к прогулке, прогулка

10.50– 11:50

Возвращение с прогулки, подготовка к обеду. Обед

11.50 – 12:30

Подготовка ко сну, дневной сон,

12.30 – 15.30

Постепенный подъем (ленивая гимнастика)

15.30 – 15.40

Подготовка к полднику, полдник

15.40 –16.00

Занятия в игровой форме по подгруппам
Вечерний круг (рекомендован во время прогулки)

16.00 -16.10/
16.10-16.20
16.20 – 16.30

Подготовка к прогулке, прогулка, уход детей домой

16:30 – 17:30

Режим питания в ДОУ строго регламентирован СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (завтрак 8.30-9.00;
второй завтрак 10.30- 11.00; обед 12.00 – 13.00, полдник 15.30)
Суммарный объем двигательной активности не менее 1 часа в день (СанПиН 1.2.3685-21)
Продолжительность дневного сна не менее 3 часов (СанПиН 1.2.3685-21)

Недельная нагрузка образовательной деятельности
Группа раннего возраста «Лучики» (2 – 3 г.)
День недели

Время

Понедельник

9.00 – 9.10/9.10-9.20
16.00 -16.10/16.10-16.20

Вторник

9.00 – 9.10/9.10-9.20
16.00 -16.10/16.10-16.20

Среда

9.00 – 9.10/9.10-9.20
16.00 -16.10/16.10-16.20

Четверг

9.00 – 9.10/9.10-9.20
16.00 -16.10/16.10-16.20

Пятница

9.00 – 9.10/9.10-9.20
16.00 -16.10/16.10-16.20

Образовательные
области
(виды
детской
деятельности)
Познавательное развитие
(окр.мир/природа)
Художественно - эстетическое развитие
(Музыкальная деятельность)
Физическое развитие
(Двигательная деятельность)
Познавательное развитие
(Сенсорные эталоны/математические
представления)
Развитие речи
Художественно - эстетическое развитие
(рисование/лепка)
Физическое развитие
(двигательная деятельность)
Сенсорные эталоны/математические
представления
Художественно - эстетическое развитие
(музыкальная деятельность)
Развитие речи

Продолжительность непрерывной образовательной деятельности для детей 3-го года жизни - не
более 10 минут. Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в группе раннего
возраста не превышает 20 минут. В середине времени, отведенного на непрерывную
образовательную деятельность, проводят физкультминутку. Перерывы между периодами
непрерывной образовательной деятельности - не менее 10 минут. Согласно СанПиН 1.2.3685-21

3.3. Особенности организации РППС
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды и фактор,
мощно обогащающий развитие детей. РППС выступает основой для разнообразной,
разносторонне развивающей, содержательной и привлекательной для каждого ребенка
деятельности.
Развивающая предметно-пространственная среда (далее - РППС) представляет собой
единство специально организованного пространства как внешнего (территория), так и внутреннего
(групповые, специализированные, технологические, административные и иные пространства),
материалов, оборудования, электронных образовательных ресурсов и средств обучения и
воспитания детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, материалов для
организации самостоятельной творческой деятельности детей. РППС создает возможности для
учета особенностей, возможностей и интересов детей, коррекции недостатков их развития.
РППС организована как единое пространство, все компоненты которого, согласованы
между собой по содержанию, масштабу, художественному решению.
При проектировании РППС учтены:
этнопсихологические,
социокультурные,
культурно-исторические
и
природноклиматические условия;

возраст, опыт, уровень развития детей и особенностей их деятельности - содержание
воспитания и образования;
задачи образовательной программы для разных возрастных групп;
возможности и потребности участников образовательной деятельности (детей и их семей,
педагогов и других сотрудников, участников сетевого взаимодействия и пр.).
РППС соответствует:
требованиям ФГОС ДО;
Программе;
материально-техническим и медико-социальным условиям пребывания детей в ДОО;
возрастным особенностям детей;
воспитывающему характеру образования детей; требованиям безопасности и надежности.
РППС обеспечивает:
целостность образовательного процесса и включает всё необходимое для реализации
содержания каждого из направлений развития и образования детей (согласно ФГОС ДО.)
возможность реализации разных видов индивидуальной и коллективной деятельности:
игровой, коммуникативной, познавательно- исследовательской, двигательной, продуктивной и пр.
в соответствии с потребностями каждого возрастного этапа детей, охраны и укрепления их
здоровья, возможностями учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
В соответствии с ФГОС ДО, РППС:
1) содержательно-насыщенная;
2) трансформируемая;
3) полифункциональная;
4) вариативная;
5) доступная;
6) безопасная.
Развивающая предметно-пространственная среда организована в виде мобильных центров
детской активности:
В группах раннего возраста:
центр двигательной активности для развития основных движений детей;
центр сенсорики и конструирования для организации предметной деятельности и игры с
составными и динамическими игрушками, освоения детьми сенсорных эталонов формы, цвета,
размера;
центр для организации предметных и предметно-манипуляторных игр, совместных играх со
сверстниками под руководством взрослого;
центр творчества и продуктивной деятельности для развития восприятия смысла музыки,
поддержки интереса к рисованию и лепке, становлению первых навыков продуктивной
деятельности, освоения возможностей разнообразных изобразительных средств;
центр познания и коммуникации (книжный уголок), восприятия смысла сказок, стихов,
рассматривания картинок;
центр экспериментирования и труда для организации экспериментальной деятельности с
материалами и веществами (песок, вода, тесто и др.), развития навыков самообслуживания и
становления действий с бытовыми предметами-орудиями (ложка, совок, лопатка и пр.).
Вторая группа раннего возраста
(2 - 3 лет)
Игровой центр

Атрибуты для игр «Семья», «Доктор», «Магазин игрушек»,
«Парикмахерская», машинки, коляски, каталки, посуда,
крупный строительный материал

Музыкальный центр

Музыкальные и шумовые инструменты, музыкальные игры

Центр речевой

Книги, сюжетные и предметные картинки, Театры:

деятельности

Центр ряженья
Дидактический
центр

Центр продуктивной
деятельности
Центр природы
Центр физического
развития
Центр уединения
Центр воды и песка

пальчиковый,
Кукольный, настольный,
би-ба-бо, на фланеллеграфе
Фуражки, платочки, накидки, маски, бусы и т.п.
Пирамидки, шнуровки, пристёжки, мозаика, матрешки, панели с
отверстиями для геометрических фигур, вкладыши, сортеры,
разноцветные кубики, банки с крышками, шарики с трубочками,
проволочный лабиринт, часики, счеты, молоточки, втулочки, и
др.логические игрушки для выполнения занимательных
упражнений на развитие моторики, любознательности
Бумага, карандаши, гуашь, кисти, ляпушки, пластилин и т. п
Календарь природы, сезонные картинки
Мягкие модули, игрушки-прыгуны, сухой бассейн, кегли, мячи,
дорожки, обручи, игровые тренажеры, кольцебросы, конусы,
ленты, флажки, султанчики, и т.п.
Палатка, мягкие подушки, коврики, книжки
Емкость с водой, емкость с песком, кинетический песок,
формочки, удочка, игра «Поймай рыбку» и т.п.

3.4. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
В ДОО созданы материально-технические условия, обеспечивающие:
1.Возможность достижения обучающимися планируемых результатов освоения Программы
образования;
Выполнение требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов:
к условиям размещения организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
оборудованию и содержанию территории;
помещениям, их оборудованию и содержанию; естественному и искусственному
освещению помещений; отоплению и вентиляции;
водоснабжению и канализации; организации питания;
медицинскому обеспечению;
приему детей в организации, осуществляющие образовательную деятельность;
организации режима дня;
организации физического воспитания; личной гигиене персонала;
Выполнение требований пожарной безопасности и электробезопасности;
Выполнение требований по охране здоровья обучающихся и охране труда работников;
Возможность для беспрепятственного доступа обучающихся с ОВЗ, в том числе детейинвалидов к объектам инфраструктуры Организации.
При создании материально-технических условий для детей с ОВЗ учитываются
особенности их физического и психического развития.
ДОО оснащена полным набором оборудования для различных видов детской деятельности
в помещении и на участке, игровыми и физкультурными площадками, озелененной территорией.

3.4.1. Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
Методическое обеспечение образовательной области «Речевое развитие»
Гербова В. В «Развитие речи в детском саду. Вторая гр. раннего возраста»
«Христоматия для мл.группы» Составитель. Юдаева М.В.
А.В. Найбауэр «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах»
Методическое обеспечение образовательной области
«Социально-коммуникативное развитие»
О. А. Соломенникова «Ознакомление с природой в д.с»
Н. Ф Губанова «Развитие игровой деятельности»
Е.О.Смирнова Соц.ком.р.детей» первые шаги»
А.В. Найбауэр «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах»
Методическое обеспечение образовательной области
«Познавательное развитие»
И.А Пономарева «ФЭМП вторая мл.гр»
А.В. Найбауэр «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах»
Методическое обеспечение образовательной области
«Физическое развитие»
М.М Борисова «Малоподвижные игры и игровые упр»
О.М. Литвинова «Физкультурные занятия в д.с»
Т.Е Харенко « Утр. Гимнастика в д.с. (2-3года)»
Теплюк С. Н. «Игры-занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2–4 лет»
А.В. Найбауэр «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах»
Методическое обеспечение образовательной области
«Художественно-эстетическое развитие»
С.В. Каханович «ИЗО деятельность в группах раннего возраста»
И.А. Лыкова «ИЗО деятельность в детском саду.
Т.С. Комарова Детское художественное творчество
А.В. Найбауэр «Развивающие игровые сеансы в ясельных группах»

Краткая презентация рабочей программы.
Рабочая программа по развитию детей 3-го года жизни разработана в соответствии с
образовательной программой дошкольного образования МБДОУ - детского сада № 92 и
федеральной образовательной программы календарного плана воспитательной работы.
Программа строится на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослого
с детьми группы раннего возраста и обеспечивает физическое, социально- коммуникативное,
познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие детей. Задачи педагогической
работы решаются интегрированно, в ходе освоения всех образовательных областей наряду с
задачами, отражающими специфику каждой образовательной области, с обязательным
психологическим сопровождением. Содержание образовательных областей зависит от возрастных
и индивидуальных особенностей детей, реализовывается в различных видах деятельности:
предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками;
экспериментирование с материалами и веществами, общение с взрослым и совместные игры со
сверстниками под руководством взрослого, самообслуживание и действия с бытовыми
предметами- орудиями, восприятие смысла музыки, сказок, стихов, рассматривание картинок,
двигательная активность. Ведущий вид деятельности в раннем возрасте - предметная
деятельность. В программе представлена система деятельности педагога по поддержке детской
инициативы, а также план взаимодействия с семьями воспитанников, комплекс программнометодического обеспечения образовательного процесса, особенности построения предметно –
развивающей среды для детей раннего возраста.
Срок реализации рабочей программы – 1 учебный год.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».