Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа ИЗОСТУДИЯ (1)

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и
развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с
самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка. Рисуя,
ребенок формирует и развивает у себя определенные способности:
зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.
Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаз и руки,
владение кистью руки. Систематическое овладение всеми необходимыми
средствами

и

способами

деятельности

обеспечивает

детям

радость

творчества и их всестороннее развитие.
Занятия

с

нетрадиционными

материалами

заинтересовывают

и

увлекают детей своей необычностью, возможностью применять выдумку,
фантазию, осуществлять поиск разных приемов и способов действий,
творчески общаться друг с другом. Ребята овладевают умением многократно
подбирать и комбинировать материалы, целесообразно их использовать,
учатся

постигать

технику.

художественно-творческому

А

это

в

развитию

конечном

итоге

дошкольников,

способствует
формированию

желания заниматься интересным и полезным трудом.
Актуальность

данной

программы

обусловлена

необходимостью

развития детского творчества, ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах
ее становления. Необходимость в создании данной программы существует,
так как она рассматривается как многосторонний процесс, связанный с
развитием у детей творческих способностей, фантазии, мелкой моторики,
внимания, логического мышления и усидчивости.
Программа
потребностей

направлена
и

законодательству

интересов
Российской

на

удовлетворение

воспитанников,
Федерации:

не

образовательных
противоречащих

формирование

и

развитие

творческих способностей воспитанников;удовлетворение индивидуальных
потребностей

воспитанников

в

художественно-эстетическом

развитии;

создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития. В
силу индивидуальных особенностей, развитие творческих способностей не
может быть одинаковым у всех детей, поэтому в процессе совместной
деятельности дается возможность каждому ребенку активно, самостоятельно
проявить себя, испытать радость творческого созидания.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программа

–

образовательным

программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования
и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных

организаций,

утв.

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее –
СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
- Устав МБОУ - детский сад №92.
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного
образования,

особенностей

образовательных

потребностей

образовательного
и

запросов

учреждения,

воспитанников

региона,
родителей

(законных представителей). Данная программа разработана для детей 4-7 лет.
Срок реализации программы: 01.09.2020 года – 31.05.2021 год

I.2. Цели и задачи программы
Цель программы: обучение работе с нетрадиционными материалами
направленной

на

формирование

интереса

к

эстетической

стороне

окружающей действительности, удовлетворение потребностей детей в
самовыражении и развитие творческих способностей.
Задачи, которые решаются в процессе работы с нетрадиционными
материалами.
-

Обучать детей разным приемам работы с нетрадиционными

материалами.
-

Расширять знания о предметах и явлениях окружающей жизни,

осваивать специальные трудовые умения и способы самоконтроля при работе
с различными материалами.
-

Формировать умения следовать устным инструкциям.

-

Учить планировать работу, последовательно рассказывать об

основных

этапах

воплощения

замысла,

уметь

договариваться

о

распределении обязанностей.
-

Развивать творческие способности, фантазию, мелкую моторику

рук, внимание, речь.
-

Развивать умение доводить работу до конца, работать в заданном

темпе, обеспечивать культуру труда на всех этапах трудового процесса
(экономичное

расходование

материала,

правильное

обращение

с

инструментами, поддержание порядка на рабочем столе).
-

Воспитывать трудолюбие, аккуратность, умение правильно

передавать свои впечатления от окружающей действительности в процессе
изображения конкретных предметов и явлений.
Отличительные особенности программы является развитие у детей
творческого и исследовательского характера, физических закономерностей,
познание

свойств

различных материалов,

овладение

разнообразными

способами практических действий, приобретение ручной умелости и
появление

созидательного

отношения

к

окружающему

миру.

I.4 Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста.
Дошкольный возраст – это возраст активного развития ребёнка, во всех
сферах его жизни совершенствуются основные виды его деятельности,
развиваются психические процессы. «Ребёнок стремится узнать, как
устроены предметы, для чего они предназначены, пытается установить
взаимосвязи

предметов

и

явлений

действительности.

Разрозненные

впечатления об окружающей действительности становятся все более
чёткими,

ясными

и

обобщёнными,

появляется

некоторое

целостное

восприятие.Совершенствуется восприятие окружающих его предметов, т.е.
цвета,

формы,

величины,

пропорциональности

и

пространственного

соотношения. Представления детей об окружающем мире, полученные ранее,
систематизируются.
Включение

нескольких

анализаторов

помогает

уточнению

представлений. Чаще всего на помощь зрению привлекается осязание. Если
позволяют размеры предмета, надо дать возможность детям ощупать его.
Осязание поможет воспринять то, что сложно для зрения, – объем, фактуру.
Одним из самых доступных для ребёнка средств выразительности является
цвет. Характерно, что использование красок ярких, чистых тонов в
разнообразном сочетании присуще дошкольникам всех возрастов. Ребёнок
более тонко и разнообразно использует цвет, создавая выразительные образы
Овладение

средствами

выразительности

–показатель

развития

изобразительных способностей. В дошкольном возрасте дети уже могут
передавать своё отношение через средства художественной выразительности.
К ним относятся: цвет, линия, композиция, движение, агглютинация,
оригинальность, реализм.
Для верного понимания ребёнка, его возможностей в изобразительной
деятельности необходимо наблюдать и анализировать процесс создания
образа,

учитывать

особенности

личности

маленького

художника.Оригинальность – показатель творческого воображения. В то же
время следует помнить, что детский рисунок при всех его достоинствах – это

не произведение искусства. Он не может удивить нас глубиной мысли,
широтой обобщения, абсолютной неповторимостью формы воплощения
образа. Рисунок маленького ребёнка может быть и неграмотен, и
невыразителен, но отличаться своеобразным решением задачи.
Дошкольнику важно показать свои эмоции в рисунке и на помощь ему
приходят

выразительные

средства.

Ребёнок способен передать своё

отношение через цвет, линии, композицию, где у ребёнка начинает
появляться

новое

движении.Очень

умение

важна

–

изображение

оригинальность

в

объекта

детском

в

действии,

рисунке,

в

его

неуверенным

в

рассуждениях об увиденном и изображённом объекте.
Особенно

полезно

детям

«зажатым»,

себе, нетрадиционное рисование, так как оно снимают страх и неуверенность
перед самим процессом рисования, создаёт радостное настроение,помогает
ребёнку увидеть всё многоцветие палитры красок и разнообразные способы
передачи изображения. Такие необычные способы рисования развивают
активность, воображение, гибкость и оригинальность творческого мышления
детей, они интересны своим разнообразием и основаны на творческой
фантазии каждого ребёнка.

I.5 Прогнозируемые результаты освоения программы
По окончании программы обучения воспитанникидолжны знать
основные характеристики материалов и их применение; должны уметь
соблюдать технику безопасности, выполнять основные приемы при работе с
разнообразным материалом, доводить работу до конца, следить за порядком
на рабочем месте.
Ожидаемый результат:
- дети познакомятся с различными материалами и их свойствами;
- овладеют

основными

приемами

работы

с

нетрадиционными

материалами;
- научатся некоторым приемам преобразования материалов;
- научатся видеть что-то необычное в обычном предмете;
- освоят умение анализировать свою работу;
- сформируется положительное отношение к труду;
- разовьются

конструктивные,

познавательные,

творческие

и

художественные способности;
- рука ребенка будет более подготовлена к письму.
Диагностика проводится при рассматривании готовых работ детей и во
время наблюдения за выполнением заданий.

II. Содержательный раздел
2.1.Организация образовательного процесса
Программа рассчитана для детей 4-7 лет на 1 год. Занятия проводятся
во вторую половину дня два раза в неделю, продолжительность каждого
занятия 20-30 мин. Общее количество в учебном году составляет 68 занятий.
Принципы реализации программы:
-

принцип

добровольности

позволяет

заниматься

каждому

воспитаннику данного учреждения в рамках обозначенного возраста;
-

принцип

сотрудничества

и

сотворчества

обеспечивает

разрешение возможных сложностей в реализации данной программы;
-

принцип доступности определяется возрастными особенностями

дошкольников и положительно влияет на развитие и формирование их
творческих способностей.
-

принцип психологической комфортности позволяет каждому

участнику реализации данной программы получать удовольствие от
процесса;
-

принцип наглядности состоит в том, что дети идут к достоверным

знаниям, обращаясь к самим предметам и явлениям как источнику познания.
-

принцип систематичности и последовательности определяется

познавательными

возможностями

учащихся,

тематикой

и

логикой

составления занятий;
-

принцип развивающего и воспитывающего характера обучения

направлен на цели всестороннего развития личности, на формирование не
только знаний, навыков и умений, но определенных нравственных и
эстетических качеств, которые служат основой выбора жизненных идеалов и
социального поведения.
Основной принцип, реализуемый в программе - побуждение к
активному восприятию, размышлению. Благодаря образно-логическому
мышлению, учащиеся овладевают и обогащаются новыми знаниями, которые

используют для решения специфических задач изобразительного искусства и
применяют в самообразовании, в жизненных ситуациях.
Методы и приемы, используемые на занятиях
-

Словесный

– при

объяснении

нового

материала

и

самостоятельной работе: устное изложение-рассказ педагога в форме сказки
или игры, диалог и беседа с использованием поэтических и музыкальных
фрагментов,

анализ

произведений

искусства,

обсуждение

работ

обучающихся;
-

Наглядный

– показ

приемов

работы

с

изобразительными

средствами, демонстрация слайдов и видеоматериалов, репродукций и
реальных

объектов;

восприятие

и

сравнение

многообразных

форм

художественного воплощения, рекомендуемые для занятий произведения
искусства представлены в приложении;
-

Практический

– выполнение

упражнений

на

моторику,

дидактических упражнений и игр, самостоятельных творческих заданий и
коллективных работ.
Эвристический метод – самостоятельная творческая работа детей на
основе пройденного материала по выбору формата работы и техники
исполнения.
Схема проведения занятия:
1. Начало занятия мотивация создания работы.
2.

Рассказ, который обращает внимание детей на особенности

предстоящей работы
3. Демонстрация образцов, их анализ.
4. Объяснение приёмов создания. Побуждение детей к высказыванию
предложений о последовательности выполнения задания,
5. Пальчиковая гимнастика, разминка рук.
6. Самостоятельное выполнение работы.
7. Анализ готовых работ своих и товарищей.
8. Уборка рабочих мест.

2.2. Содержание работы
На занятиях в рамках данной программы предусмотрено использование
преимущественно нетрадиционных техники рисования.
Всем известно «Рисование пальчиками», когда ребенок опускает в
гуашь пальчик и наносит точки на бумагу. Средства выразительности: пятно,
точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага,
небольшие листы, салфетки.
Аналогично - «Рисование ладошкой», ребенок опускает в гуашь
ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает
отпечаток

на

бумаге.

Средства

выразительности:

пятно,

цвет,

фантастический силуэт. Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть,
плотная бумага, листы большого формата, салфетки.
«Рисование тычком». Средства выразительности: фактурность окраски,
цвет. Материалы: жесткая кисть или тычок, сделанный при помощи
карандаша и поролона, гуашь, бумага, на которой нарисован контур предмета
или животного. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь
тычок или кисть, и ударяет по бумаге, держа вертикально. Таким образом,
заполняется весь контур или шаблон.
«Оттиск».

Средства

выразительности:

пятно,

фактура,

цвет.

Материалы: мисочка либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, печатки. Способ получения изображения:
ребенок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит
оттиск на бумагу.
«Оттиск смятой бумагой». Средства выразительности: пятно, фактура,
цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена
штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная
бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения
изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с
краской и наносит оттиск на бумагу.

«Монотипия» закрепляет знания детей о симметрии и асимметрии.
Развивает

воображение,

пространственное

мышление.«Монотипия

пейзажная»выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть.
Средства

выразительности:

пятно,

тон,

вертикальная

симметрия,

изображение пространства в композиции. Материалы: бумага, кисти, гуашь
либо акварель, влажная губка, кафельная плитка. Способ получения
изображения: ребенок складывает лист пополам. На одной половине листа
рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке
(отпечаток). Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается
влажной губкой. Исходный рисунок, после того как с него сделан оттиск,
оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка. Для
монотипии также можно использовать лист бумаги и кафельную плитку. На
неё наносится рисунок краской, затем она накрывается влажным листом
бумаги. Пейзаж получается размытым.
«Восковые мелки и акварель». Средства выразительности: цвет, линия,
пятно, фактура. Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель,
кисти. Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками
на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько
цветов. Рисунок мелками остается не закрашен.
«Набрызг». Средства выразительности: точка, фактура. Материалы:
бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.
Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет
кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на
бумагу.
«Рисование по мокрому листу». Материалы: бумага для акварели,
акварельные краски, кисти, акварельные карандаши или мелки, влажная
чистая ткань. Способ получения изображения: хорошо смочить лист водой,
по мокрому листу нанести тон акварельной краски, промокнуть лист чуть
влажной ткань, рассмотреть с ребенком изображения различных цветов,
обговорить форму, цвет. Хорошо смочить кисть, набрать достаточное

количество краски. По мокрой бумаге, слегка касаясь листа кистью, наносим
изображение выбранного предмета (например, цветка), как бы капаем
краской на бумагу, придерживаясь формы и цвета, дорисовываем нужные
элементы.
Нетрадиционная

техника

«Пластилинография»

расширяет

представления детей об окружающем мире, развивает мелкую моторику,
координацию движений рук, глазомер. Средства выразительности: фактура,
цвет. Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и
разных размеров. Способ получения изображения: ребенок отщипывает
кусочками пластилин и размазывает на листе картона по уже заготовленному
контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать большую
выразительность, смешивая кусочки пластилина разного цвета.
«Кляксография» получается с помощью коктейльной трубочки.
Средства выразительности: пятно. Материалы: бумага, тушь либо жидко
разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, коктейльная трубочка.
Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой
ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в
произвольном порядке. Затем с помощью коктейльной трубочки ребёнок
дует на разлитую краску так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги.
В результате чего, она растекается в разные стороны. Изображение
рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали
дорисовываются.
В

«Ниткографии»

средством

выразительности

является

непроизвольное пятно. Материалы: бумага, тушь или жидко разведенная
гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, нитка средней толщины. Способ
получения изображения: ребенок опускает нитку в краску, затем на листе
бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец
свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает,
придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали
дорисовываются.

«Воздушные краски». Средства выразительности: фактура, цвет,
композиция. Материалы: Плотная бумага, пена для бритья, клей ПВА, гуашь,
пластиковые ложечки, стаканчики. Способ получение изображения: педагог
смешивает в большой ёмкости пену для бритья и клей ПВА в пропорции 1:1,
после чего раскладывает полученную консистенцию в стаканчики. Ребёнок
добавляет в каждый стаканчик желаемый цвет отдельной пластиковой
ложечкой и перемешивает. Полученную консистенцию ребёнок выкладывает
на лист бумаги, не размазывая. Через некоторое время данное изображение
подсыхает, сохраняя объемную форму.
«Объемное рисование на фольге». Средства выразительности:фактура,
мазок, цвет. Материалы: картон, пластилин, фольга (пищевая), гуашь. Способ
получения изображения: ребенок лепит из пластилина задуманную фигуру в
относительно плоском положении и выкладывает ее на бумагу. Затем
накрывает фольгой бумагу, плотно прижимая её к вылепленной фигуре и
бумаге (загибая края фольги за лист). Дополняет полученное изображение
или фон гуашью задуманного цвета.
«Граттаж

упрощенный».

Данная

техника

является

авторской,

разработана в результате экспериментирования. Средства выразительности:
линия, фактура, цветовой контраст. Материалы: плотная бумага, восковые
мелки,

гуашь/пластилин

черного

цвета,

стека.

Способ

получения

изображения: ребенок закрашивает восковыми мелками лист полностью
произвольно; затем закрашивает вест лист густым слоем гуаши или
замазывает пластилином. После этого ребенок процарапывает черный слой с
помощью стеки, выводя задуманный рисунок.
«Пластилиновый витраж». Данная техника нетрадиционного рисования
появилась тоже в результате экспериментирования с художественными
материалами.

Средства

выразительности:

линия,

фактура,

форма,

композиция. Материалы: плоский пластик (крышка), пластилин черного
цвета, гуашь. Способ получения изображения: ребёнок катает из пластилина
тонкие длинные жгутики, которые затем выкладывает на пластике по

контуру задуманного изображения, а также с помощью таких жгутиков делит
фон на части. Полученное изображение и фон закрашивает густой гуашью,
не задевая контур, – каждую часть соответствующим цветом.
«Витраж на файле». Аналогичная техника нетрадиционного рисования.
Средства выразительности: линия, фактура, форма, композиция. Материалы:
плоский пластик (крышка), пластилин черного цвета, Способ получения
изображения: ребёнок катает из пластилина тонкие длинные жгутики;
берётфайл, в который вставлен листок с наброском изображения, и
прижимает

жгутики

по

линиям

данного

изображения.

Полученное

изображение закрашивает густой гуашью, не задевая пластилин. Затем лист с
наброском заменяется листом с любым цветным фоном.

2.3 Календарно – тематическое планирование.

Декабрь

Ноябрь

Октябрь

Сентябрь

Месяц

№

Тема занятия

Техника рисования

1

Рыбки

Оттиск

2

Волшебные птицы

3

Полевые цветы

4

Бабочки

5

Осенний ейзаж

6

Желтые листья

1

Солнышко

2

Осьминоги

3

Динозавры

4

Сказочные птицы

5

Урожай

6

Чудесные вазы

7

Любимая чашка в горошек

8

Сказочные животные

1

Волшебные цветы

2

Салют

3

Скоро морозы

4

На что это похоже

5

Дождик

6

Дождь и радуга

7

Витражи

8

Цветы для мамы

1

Морозные узоры

2

Первый снег

3

Зимний пейзаж

4

Звездное небо

5

Праздничный салют

Монотипия

Рисование ладошкой

Рисование пальчиками

Ниткография

Акварель и восковые мелки

Набрызг

Январь
Февраль
Март
Апрель

6

Вьюга

По мокрому листу

7

Ёлочки

8

Мечты

1

Ёлочные шары

2

Дед Мороз

3

Подарок

4

Снеговик

5

Мороженое

6

Где-то лето

1

Волк и Лиса

2

Зайчонок

3

Котёнок

4

Шмель

5

Рыба с мальками

Объёмное рисование на

6

Космическая станция

фольге

7

Самолёт

8

Звезда

1

Мозаика

2

Тюльпаны

3

Подснежники

4

Мимоза

5

Тыква

6

Домик

7

Прогулка

8

Космос

1

Ракета

2

Космонавт

3

Кораблик

4

Верба

Воздушные краски

Рисование тычком

Пластилиновый витраж

Витраж на файле

Пластилинография

Май

5

Пасхальное яйцо

Граттаж упрощённый

6

Сова

7

Первый дождь

8

Ночной город

1

Салют

2

Гвоздики

3

Сирень

4

Сакура

5

Смешанный лес

6

Времена года

7

Свободная тема

На выбор

8

Коллективная работа

Смешанные

Оттиск смятой бумагой

III. Организационный раздел
3.1 Учебно-методическое и материально - техническое обеспечение
программы
Материально-технические
средства
Материально-техническое
оснащение кабинета: наличие необходимого освещения, рабочих мест,
водоснабжения, инструментов и материалов, используемых в процессе
обучения, специализированная мебель для их хранения.
В качестве дидактического материала необходимо:
- Репродукции живописных и графических полотен признанных
мастеров, иллюстрации с различными орнаментами
- Тематические образцы изделий.
- Фотографии диких и домашних животных, транспорта
- Детская литература с иллюстрациями художников.
- Методическая литература по обучению детей живописи
- Психолого-педагогическая литература
Применяемые средства, инструменты и расходные материалы:
- ластик;
- точилка для карандашей;
- кисти “Белка”, “Щетина”, “Пони” №№ 1- 12 (плоские и круглые);
- емкости для воды;
- простой карандаш;
- бумага для рисования;
- восковые карандаши;
- акварель художественная;
- гуашь художественная;
- прочие материалы, предусмотренные содержанием программы.

3.2 Взаимодействие с родителями
Мероприятия
Ознакомление
дополнительной услуги

Срок
родителей

с

работой

сентябрь

«Изостудия»; цели и задачи,

необходимые материалы.
Консультации в рамках консультационного пункта

В

течение

В

течение

В

течение

В

течение

В

течение

года
Оказание информационной поддержки родителям
и заинтересованность в проявлении таланта детей

года

Участие в совместных праздниках, выставках и
конкурсах

года

Привлекать родителей к рисованию с детьми по
пройденной технике

года

Расширение представлений о нетрадиционных
техниках рисования
Онлайн-коллаж рисунков

года
май

Список использованных источников и литературы:
1. Давыдова Г.Н. д13 Нетрадиционные техники рисования в детском
саду. Часть 1. — М.: Скрипторий, 2007.
2. Комарова Т.С. Детское художественное творчество. Методическое
пособие для воспитателей и педагогов. – М.: Мозаика-Синтез, 2005
3. Новикова И. В. Работа с нетрадиционными материалами в детском
саду АСТ, 2012
4. Рябкова И. А., Дюрлюкова О.А. Художественно – творческая
деятельность. Оригами. Волгоград: Учитель, 2010.
5. Серебрякова М.Программа дополнительного образования детей –
Студия изобразительного искусства. Е: Издательские решения,
2020г.
6. Тихомирова О.Ю., Лебедева Г.А. Пластилиновая картина: Для
работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.- М.:
Мозаика-синтез, 2011.
7. Цквитария

Т.А.

Нетрадиционные

техники

рисования.

Интегрированные занятия в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2011.
8. https://schec1247.mskobr.ru/files/dopolnitel_naya_obweobrazovatel_nay
a_programma_dopolneniya_ot_21_09_2016.pdf(Семинар:
«Дополнительная общеобразовательная программа». ГМЦ ДОгМ)
9. http://semeynaya-kuchka.ru/netradicionnoe-risovanie-77-idej-dlyadetskogo-sada/

(Нетрадиционное

РИСОВАНИЕ

(77

детского сада).

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП

идей

для

Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575836

Владелец

Габдуллина Залия Наилевна

Действителен

С 19.03.2021 по 19.03.2022


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».