Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ХОРЕОГРАФИЯ»

1

Оглавление
I. Целевой раздел....................................................................................................................... 3
1.1. Пояснительная записка................................................................................................... 3
I.2. Цели и задачи программы ............................................................................................... 5
I.3. Принципы программы..................................................................................................... 6
I.4 Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста. .................................8
I.5 Прогнозируемые результаты освоения программы ...................................................... 10
II. Содержательный раздел ..................................................................................................... 12
2.1.Организация образовательного процесса ..................................................................... 12
2.2. Содержание работы ...................................................................................................... 17
2.3 Календарно – тематическое планирование. ................................................................ 21
III.Организационный раздел ................................................................................................... 25
3.1 Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение программы ....... 25
Список использованных источников и литературы:.......................................................... 27

2

I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Нет людей, которые не танцуют: по правилам или без них. Занимаясь
танцевальной деятельностью с детских лет,

в человеке закладывается

фундамент физического и духовного развития. Танец – это форма
хореографического

искусства,

в

которой

средством

создания

художественного образа являются движения и положения человеческого
тела. Хореография обладает огромными возможностями для полноценного
эстетического

совершенствования

ребенка.Хореография

для

дошкольников— это увлекательное путешествие в танцевальный мир, где
дети в непринуждённой атмосфере овладевают основами танца.
На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную,
мышечную память, учатся благородным манерам.Танец обладает скрытыми
резервами для развития и воспитания детей. Поэтому возникла потребность
создать

программу

охватывается

в

по

хореографии,

широком

диапазоне,

где

танцевальное

отбирая

из

искусство

всего

арсенала

хореографического искусства то, что доступно детям дошкольного возраста.
Новизна

данной

программы

заключается

в

том,

что

в

ней

интегрированы такие направления, как ритмика, хореография, музыка,
пластика, сценическое движение и даются детям в игровой форме и
адаптированы для дошкольников. Ее отличительными особенностями
является использование игровой деятельности для организации творческого
процесса. Педагогическая целесообразность программы заключается в
поиске новых импровизационных и игровых форм.
Программа разработана в соответствии с основными нормативноправовыми документами по дошкольному воспитанию:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
3

- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного
образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки
Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155);
- «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по
основным

общеобразовательным

программа

–

образовательным

программа дошкольного образования» (приказ Министерства образования
и науки РФ от 30 августа 2013 года №1014 г. Москва);
- «Санитарно-эпидемиологические правила, нормативы и требования к
устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных
образовательных

организаций,

утв.

Постановлением

Главного

государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 (далее –
СанПиН 2.4.1.3049-13; начало действия документа – 30.07.2013);
- Устав МБОУ - детский сад №92.
Рабочая программа спроектирована с учетом ФГОС дошкольного
образования,

особенностей

образовательных

образовательного

потребностей

и

запросов

учреждения,

воспитанников

региона,
родителей

(законных представителей). Данная программа разработана для детей 5-7 лет.
Срок реализации программы: 01.09.2020 года – 31.05.2021 год

4

I.2. Цели и задачи программы
Программа «Хореография» ставит своей целью приобщить детей к
танцевальному искусству, раскрыть перед ними его многообразие и красоту,
способствовать

эстетическому

развитию

дошкольников,

привить

им

основные навыки умения слушать музыку и передавать в движении ее
образное содержание.
Приоритетные задачи: развитие способности к выразительному,
исполнению движений, умения импровизировать под незнакомую музыку,
формирование адекватной оценки и самооценки.
Основные задачи:
- Обучающие: научить детей владеть своим телом, обучить культуре
движения, основам народного и современного танца, основам
актерского мастерства, научить детей вслушиваться в музыку,
различать выразительные средства, согласовывать свои движения с
музыкой.
- Развивающие: повысить двигательную активность и движенческую
культуру ребёнка,

разнообразить

оздоровительную

работу

в

дошкольном учреждении (устранение физических недостатков,
укрепление всех групп мышц, совершенствование координации
движений),

Обогатить

его

эмоционально

-

волевую

сферу.

Расширить возможности коммуникативной стороны общения у
ребёнка (невербальными средствами коммуникации).
- Воспитывающие:

стимулировать

познавательные

процессы

личности ребёнка, обеспечить интерес и любознательность детей,
развивать их художественный вкус.

5

I.3. Принципы программы
Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на
peaлизации дидактических принципов.
Принцип

сознательности

и

активности

предусматривает

сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении
танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание
способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.
Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме,
амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному
усвоению танцевальных движений.
Принцип доступностии индивидуальности обеспечивает возможность
заниматься хореографиейкаждому ребенку предусмотренного программой
возраста.
Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса
формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для
поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную
последовательность решения танцевально-творческих заданий.
Принцип гуманности в воспитательной работе выражает: безусловную
веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие
давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических,
эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий
для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его
самореализации и самоутверждения.
Принцип демократизма основывается на признании равных прав и
обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного
климата в социальной среде.
Принцип

повторяемости

материала,

многократного

повторения

изучаемых движений в максимальном количестве всевозможных сочетаний.
Длительное изучение и проработка небольшого количества движений дает
6

возможность

прочного

их

усвоения,

что

послужит

фундаментом

дальнейшего образовательного процесса.
Элементы современных технологий, используемые в программе.
Игровые
деятельности

технологии.
опираются

Психологические
на

механизмы

фундаментальные

игровой

потребности

в

самовыражении, самоопределении, саморегуляции и самореализации. Игра
активизирует деятельность учащихся, способствует улучшению позиции
ребёнка в коллективе и созданию доверительных отношений между детьми.
Через игру педагог постепенно увлекает ребёнка в мир искусства и, тем
самым, формирует его мотивацию. Развивающие игры способствуют
развитию внимания, памяти, мышления, умению сравнивать, сопоставлять,
находить аналогии; будят воображение и фантазию. В игре ребёнок учится
самостоятельности, приобщается к нормам и ценностям общества.
Личностно-ориентированные технологии.

Для этого необходимо:

видеть в ребенке уникальную личность, уважать её, понимать, принимать,
верить в неё; создавать личности «ситуацию успеха», атмосферу одобрения,
поддержки и доброжелательности; предоставлять возможность и помощь
детям в самореализации, в положительной деятельности.
Таким образом, в результате использования данных технологий
создаётся атмосфера обучения и воспитания, в которой ребёнок может
познать

себя,

самовыразиться

и

самореализоваться.

Педагогика

сотрудничества детей и педагога предлагает совместную развивающую
деятельность, скреплённую взаимопониманием, проникновением в мир друг
друга, совместным анализом хода и результатов деятельности.

7

I.4Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста.
Дети старшего дошкольного возраста весьманепосредственны и
эмоциональны. Движения, особенно под музыку, доставляет им большую
радость. Однако возрастные особенности строения тела сказываются на
двигательных возможностях. Движения малышей еще недостаточно точные и
координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и
разнообразие двигательных упражнений невелики, и все они носят, как
правило, игровой характер. Занятия хореографией в этом, достаточно раннем
возрасте способствуют хорошему физическому развитию, прививают любовь
ребенка к осознанной двигательной активности, развивают внимание,
собранность, зрительное восприятие, коммуникабельность, дисциплинирует
ребенка. В общих танцевальных этюдах не «отсидишься в уголке», надо
обязательно взаимодействовать со своими товарищами – становиться в пару,
в общий круг. Хорошо, если ребенок повторит пройденный на занятии
материал (изученные движения, танец или игру) дома с родителями, это
поможет закрепить ему изученный материал, а так же будет способствовать
созданию особой атмосферы заинтересованности и участия в общем
процессе. Еще лучше, если в семье часто звучит хорошая музыка прошедшая
проверку веками и родители поощряют желание ребенка подвигаться,
потанцевать под эту музыку. Это способствует формированию у детей
хорошего вкуса. Так же занятия хореографией в этом возрасте способствуют:
становлению правильной осанки и дальнейшее формирование мышечного
корсета, развивают координацию движений, ориентирование в пространстве,
исправляют

физические

особенности

способствуют исправлению полноты,

ребенка.

Занятия

хореографией

рыхлости мышц, неуклюжести,

развивают выносливость организма, тренируют и сердечно - сосудистая и
легочная система, осуществляется профилактика астматического синдрома
благодаря возрастающей физической нагрузке в процессе занятий, которая
соответствует нагрузке в спортивной секции. У детей формируется
8

способность воспринимать и воспроизводить движения, показываемые
взрослым (хлопать, притопывать ногой, полуприседать, совершать повороты
кистей рук), умение начинать движения с началом музыки и заканчивать с ее
окончанием. При систематических занятиях с раннего возраста осанка,
фигура и физическое здоровье сохраняются на всю жизнь! Обучаясь по этой
программе, дети научатся чувствовать ритм, слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения. Одновременно смогут развивать и
тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем помогут сформировать правильную осанку,
научат основам этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дадут
представление об актерском мастерстве.

9

I.5 Прогнозируемые результаты освоения программы
Знания, умения и навыки, полученные на занятиях, необходимо
подвергать педагогическому контролю с целью выявления качества
усвоенных детьми знаний в рамках программы обучения.
Прогнозируемые результаты.
В итоге реализации программы могут быть отмечены следующие
показатели уровня развития детей:
- овладение правилами поведения в музыкальном зале, умением
ориентироваться в нем, выполнять простейшие построения и перестроения и
комплексы упражнений под музыку;
-

умение

выразительно

и

ритмично

двигаться

в

различных

танцевальных темпах, передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок и выражать характер танцевального персонажа под
музыку, импровизировать на любую тему под различное музыкальное
сопровождение;
-

освоение

выполнение

общеразвивающих

движений

и

и

танцевальных

танцевальных

упражнений;

комбинаций,

танцевальных

композиций и танцев.
Формами педагогического контроля могут быть итоговые занятия один
раз в полугодие, открытые уроки, выступления, конкурсы, которые также
способствуют поддержанию интереса к работе, нацеливают детей на
достижение положительного результата. В познавательной части занятия
обязательно

отмечается

инициативность

и

творческое

сочинение

танцевальных комбинаций учащихся, показанные ими в ходе занятия,
анализа своего выступления и поиска решения предложенных проблемных
ситуаций. Оценивая результат практической работы, а именно выступления
детей, опираются на такие критерии: качественное исполнение танцевальных
этюдов и танцев, общий эстетический вид исполнения, творческие находки и
самостоятельность сочиненных комбинаций. Чтобы убедиться в прочности
10

знаний и умений, эффективности обучения по данной образовательной
программе

проводится

взаимоконтроль,

контроль.

самоконтроль,

Виды

контроля:

индивидуальный.

фронтальный,

Формы

контроля:

собеседование с детьми и родителями, анкетирование, открытые занятия,
участие в праздниках, в массовых мероприятиях, в концертной деятельности.

11

II. Содержательный раздел
2.1.Организация образовательного процесса
Программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста 5-7
лет в течение 1года. Программа базируется на данных возрастной
психологии и физиологии воспитанников. Продолжительность занятия –
1час. Количество занятий в неделю – 2 раза. Учебная нагрузка в год - 68
часов.
Основные методы обучения.
Если цели и задачи обучения как бы задают общее направление
деятельности, то методы призваны обеспечивать достижение поставленных
целей и решение намеченных задач. Методы обучения – это способы
совместной деятельности педагога и воспитанников, при помощи которых
наилучшим

образом

усваивается

учащимися

музыкально-ритмический

материал, прививаются навыки, формируется и развивается эстетический
вкус и музыкально-двигательные способности.
Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его
помощью

решаются

музыкальных

различные

произведений,

задачи:

раскрывается

объясняются

содержание

элементарные

основы

музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и
др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова
в

обучении:

рассказ,

беседа,

обсуждение,

объяснение,

словесное

сопровождение движений под музыку и т.д.
Метод танцевального показа – это такой способ обучения, при котором
педагог

демонстрирует

танцевальную

композицию

или

элементы

и

анализирует их. Метод устного изложения учебного материала: с его
помощью педагог рассказывает об отдельных танцах и танцевальной музыке.
Показывая и разъясняя, те или иные танцевальные композиции педагог
помогает ребенку понять характер ритмической, танцевальной лексики и
особенности танцевальной музыки.
12

Методы танцевально-практических действий. Методы познавательной
деятельности детей: иллюстративно-объяснительный метод репродуктивный
метод. Методы наглядного восприятия - способствуют более быстрому,
глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения,
повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно
отнести:

показ

упражнений,

демонстрацию

плакатов,

рисунков,

видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая
помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со
звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию
музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет
привычку двигаться ритмично. При репродуктивном методе дети сами
воспроизводят известный им по прошлому опыту материал. Этот метод
позволяет педагогу в процессе обучения осуществить контроль затем, как
дети усваивают знания, овладевают танцевальными умениями и навыками.
Методы воспитания. Методы воспитания - это воздействие педагога на
дошкольника с целью формирования у них взглядов и убеждений, а также
умений и навыков, как в общении, так и в деятельности. Один из методов
воспитания: Метод внушения, то есть способ воздействия, при котором
педагог стремится передать ребенку своё отношение к определённому
материалу – танцевальной лексике, музыке, характеру исполнения движения,
чувству ритма и т. п., а также своё (или других) мнение, настроение, оценку.
Метод убеждения – это способ воздействия, с помощью которого педагог
обоснованно доказывает ребенку определённые положения, эстетические
представления

и

оценки.

дошкольника.

Метод

объясняется

относительной

Метод

убеждения

целостного освоения
доступностью

адресуется

к

разуму

упражнений и движений
упражнений.

Однако

использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы,
полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки,
позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные
движения. Ступенчатый метод широко используется для освоения самых
13

разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое
упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения,
улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также
применяться при изучении сложных движений. Игровой метод используется
при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на
элементах

соперничества

учащихся

между

собой

и

повышении

ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие
условия повышают эмоциональность обучения. Рассмотренные методы
наглядного обучения и устного изложения материала сочетаются с методом
ритмично-практических

действий.

Педагогические

игры

–

метод

с

использованием игровых приёмов и ситуаций. Коллективно-творческое дело
– метод применяется на такой стадии развития детского коллектива, когда
воспитанники

овладели

практической

и

определёнными

творческой

навыками

деятельности.

самостоятельной,

Методические

приемы

варьируются в зависимости от используемого хореографического материала
(игра, пляска, упражнение, хоровод и т.д.), его содержания; объема
программных умений; этапа разучивания материала; индивидуальных
особенностей каждого ребенка. Все приемы и методы направлены на то,
чтобы хореографическая деятельность детей была исполнительской и
творческой.

Музыкально-хореографические

занятия

в

организации

образовательного процесса Основная форма образовательной работы с
детьми:

музыкально-хореографические

осуществляется

систематическое,

занятия,

в

целенаправленное

ходе
и

которых

всестороннее

воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей
каждого

ребенка.

Занятия

включают

чередование

различных

видов

деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание
музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения,
творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретической
дисциплиной: беседы о хореографическом искусстве, о дыхании в
хореографии,

об

актёрском

мастерстве
14

и

о

танцевальных

жанрах.

Организация

игровых

ситуаций

помогает

усвоению

программного

содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.
Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития
детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми проводятся беседы —
диалоги, обсуждения, рассказы, беседы, объяснения которые помогают
развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают
информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и
традициях. Работа по данной программе формирует у дошкольников навыки
танцевальной техники, превышающие базовую образовательную программу,
а

также

нравственно-волевые

качества

личности:

настойчивость

в

достижении результата, выдержку, умение контролировать свои движения,
действовать в коллективе. Программа обеспечивает укрепление физического,
психического и психологического здоровья детей. Программа разработана с
учётом принципов: систематичности, психологической комфортности, учёта
возрастных особенностей, деятельностного подхода к развитию детей и
ориентирована на развитие личности ребёнка.
Хореографическая деятельность включает выполнение следующих
заданий: 1. Коллективно-порядковые навыки и умения: строиться в колонну
по одному, находить свое место в строю; занимать правильное исходное;
равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным естественным шагом,
двигаться по залу в разных направлениях; выполнять навыки основных
движений

ходьбы

«торжественная»,

«спокойная»,

«таинственная»;

выполнять бег: легкий и стремительный; ходить и бегать по кругу с
сохранением правильных дистанций, не сужая круг и несходя с его линий;
ориентироваться в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в
круг, ихкруга. 2. Музыкально-ритмические навыки и умения: упражнять в
умении самостоятельно различать темповые изменения в музыке, отвечать на
них движением; передавать в хлопках более сложный ритмический рисунок,
чем в начале года; передавать в движениях смену частей музыкального
произведения, чередования музыкальных фраз; самостоятельно начинать
15

движения

после

вступления;

менять

движения

со

сменой

частей,

музыкальных фраз; выразительно, ритмично передавать движения с
предметами (ложки, палочки), согласовывая их с характером музыки. 3.
Навыки и умения выразительного движения: использовать знакомые
движения в импровизациях; бегать с высоким подниманием колен, с
отбрасыванием прямой ноги вперед; двигаться в парах по кругу, сохраняя
расстояние между парами; бегать на полупальцах; внимательно слушать
танцевальную мелодию, чувствовать ее характер, выражатьсвои чувства
словами, рисунками, движением; узнавать плясовые движения по мелодии;
выполнять танцевальные движения: прямой галоп, пружинка, подскоки,
движениепарами по кругу, кружение по одному и в парах, мальчики –
присядки (русские); ставить ногу на носок и на пятку, ритмично хлопать в
ладоши, выполнять навыкидвижения из круга врассыпную и обратно,
подскоки; выполнять элементы русской пляски, выполнять движения с
предметами; инсценировать хороводы.
Структура занятия состоит из трех частей: 1часть включает задания на
умеренную моторную двигательную активность: построение, приветствие,
комплекс упражнений для подготовки разных групп мышц к основной
работе. По длительности - 1/3 часть общего времени занятия. 2часть
включает задания с большой двигательной активностью, разучивание новых
движений. По длительности - 2/3 общего времени занятия. 3часть включает
музыкальные

игры,

творческие

задания,

комплекс

упражнений

на

расслабление мышц и восстановление дыхания. По длительности - 2-3
минуты. Формы обучения, используемые в образовательной деятельности 23
По составу участников: фронтальные; групповые; индивидуальные. По
способу организации учебно-воспитательной деятельности: учебное занятие;
репетиционная деятельность; концертная деятельность; работа с родителями;
досуговые.

16

2.2. Содержание работы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней
подготовки детей на основе требований хореографических и музыкальных
дисциплин. Учебный материал для занятий обширен, основное его
содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и
упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач
работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей,
умений и навыков. Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень
знаний, получаемых в процессе обучения: знания по музыкальной грамоте и
выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца
различных

эпох

и

народов,

знания

по

музыкальному

этикету.

В

практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений,
движений, танцев. Уровень знаний и умений учащихся проверяется во время
проведения открытых уроков, утренников, смотров, конкурсов и концертов
хореографических коллективов, промежуточной и итоговой аттестации.
Содержание тем

обучения.Вводное занятие: знакомство с планом

работы; гигиенические требования к обуви, одежде; техника безопасности на
занятиях хореографии - не жевать жвачки во время занятий, не пить воду,
втягивать колени, чтобы не было срыва.
Ритмика,

музыкальное

движение

и

развитие

эмоциональной

выразительности: с первых уроков дети, приобретают опыт музыкального
восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой
во

время

занятий.

Отсюда

вытекают

требования

к

музыкальному

оформлению занятий: правильный подбор музыкального произведения в
соответствии с исполненным движением; художественное и выразительное
исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом
преподавания.

Музыкально-ритмическая

деятельность

включает

ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры.
Упражнения

этого

раздела

способствует
17

развитию

музыкальности:

формировать восприятие

музыки,

развития

чувства

ритма

и лада;,

обогащение музыкально — слуховых представлений; развитие умений
координировать движений с музыкой.
Хореографическая азбука: постановка корпуса; позиции ног; позиции
рук; поклон; разновидность танцевального шага; положение в паре.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического
мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и
координацию движений, помогают усвоить правила хореографии. Занятиям
по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец
является основой хореографической подготовки обучающихся. Главная
задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо
разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих
частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и
чёткого

их

выполнения.

Здесь

используется

подражательный

вид

деятельности ребёнка.
Краткое

содержание

танцевальных

упражнений;

разучивание

хореографических композиций (исполнение отдельных фигур, элементов,
отработка и соединение в рисунок); работа над техникой исполнения и
стилем. Элементы классического экзерсиса: значение постановки корпуса в
хореографии – обеспечивает устойчивое равновесие тела;

разучивание и

выполнение элементов с постановкой корпуса – полу- приседание и глубокое
приседание, работа стопы отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги;
методика исполнения, разучивание позиций рук и ног; Контроль за
правильным исполнением позиций рук и ног - следить, чтобы не провисали
локти, опущены плечи, втянуты колени. Партерный экзерсис: упражнения
для улучшения гибкости шеи; на напряжения и расслабления мышц тела; для
улучшения эластичности мышц плеча и предплечья; развитие подвижности
локтевого сустава и плечевого; упражнения для развития гибкости поясного
сустава; для укрепления мышц брюшного (пояса) пресса; для развития
гибкости позвоночника; для улучшения подвижности тазобедренного сустава
18

и мышц бедра; упражнения для улучшения гибкости коленных суставов;
упражнения для развития подвижности голеностопного сустава, голени и
стопы; растяжка; повороты и вращения; прыжки; прыжки со скакалкой.
Значение «экзерсиса» для физического развития человека; упражнение на
пружинность (приседания, растяжка); разновидности прыжков (с одной ноги
на одну, с одной на две, поджатые);
Пластика тела: гибкость тела, волна рук.волна корпуса; работа на
координацию движений головы, рук и ног; перегибы корпуса; растяжка. В
процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы дети исполняли
выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль
эпохи и национальный характер танца. Вначале дети знакомятся с
происхождением

танца,

с

его

композиционным

построением,

отличительными

манерой

исполнения

особенностями,
и

характером

музыкального сопровождения.
Творческая деятельность: входят задания по развитию ритмопластики,
упражнения танцевального тренинга, этюды для развития выразительности
движений.

танцевальная

движений.

В

играх

импровизация

детям

—

предоставляется

сочинение

танцевальных

возможность

«побыть»

животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом,
насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
Элементы современного танца: изолированные движения: движение
головы; движение плеч; движение бедрами; движение корпуса. Координация
движения: наклоны головы вправо-влево с покачиванием бедер вправо-влево,
полукруг головы и бедер справа-налево и обратно; квадрат головой и
бедрами в одном направлении; танцевальные комбинации: разминка;
танцевальные движения – икс, повороты, пружина, скольжение. Содержание
тем третьего квартала года обучения Вводное занятие: знакомство с планом
занятий на квартал; гиена занятий, одежда и обувь; влияние занятий
хореографии на рост и физическое развитие. Элементы классическоготанца:
позы; прыжки; значение постановки корпуса в хореографии – обеспечивает
19

устойчивое равновесие тела; разучивание и выполнение элементов с
постановкой корпуса- полуприседание и глубокое приседание, работа стопы
отведение и приведение, галопы, подскоки, шаги; методика исполнения,
разучивание позиций рук и ног; контроль за правильным исполнением
позиций рук и ног. Основы обучения дыханию в хореографии: краткое
сведение об анатомии и физиологии органов дыхания; основы положения
организации правильного дыхания; значения дыхания в хореографии; о
носовом дыхании; механизмы дыхания; дыхание и хореографические
упражнения; значения дыхания в хореографии - научить танцора управлять
механизмами дыхания, предупреждать утомление, избегать явления так
называемой мёртвой точки, то есть чувства стеснения в груди; координация с
движением независима от ритма движений, так как движение в хореографии
обусловливается временем, метро- ритмом, музыкой, в то время как дыхание
зависит от потребности организма в кислороде. Основы актёрского
мастерства: история развития актёрского мастерства; хореография как
сценическое искусство; характер; манера; музыкальность; жесты; этюды;
развитие творческой способности детей.
Историко-бытовые

танцы:

краткое

содержание

танцевальных

упражнений (положение рук, головы, шаги) ; разучивание хореографических
композиций

(исполнение

отдельных

фигур,

элементов,

отработка

и

соединение в рисунок); работа над техникой исполнения и стилем;
танцевальные композиции «русский танец».
Творческая деятельность: входят задания по развитию ритмопластики,
упражнения танцевального тренинга, инсценировка стихотворений, песен,
пословиц,

сказок и т.д.; танцевальная

импровизация

—

сочинение

танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на
предложенную тему; этюды для развития выразительности движений. При
создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми.

20

2.3Календарно – тематическое планирование.
ПЕРИОД

ЦЕЛИ ЗАДАЧИ

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

1-2
Диагностика
недели
сентября

3-4
Развивать танцевальное творчество,
недели
помочь
найти
движения,
сентября соответствующие веселому, легкому
характеру польки, закрепить умение
выполнения перескоков, бокового
галопа.
1-2
недели
октября

Развитие
умения
пластичности,
гибкости, мягкости рук.(Крылья
журавля)
Уметь пользоваться различными
атрибутами

3-4
недели
октября

Учить детей переходить от одного
вида движений к другому в
соответствии
с
музыкой.
Воспринимать легкую, подвижную
музыку, ритмично хлопать в ладоши.
Работа в парах.Упражнять детей в
несложных плясовых движениях,
учить передавать их выразительно и
эмоционально. Поглаживание рук и
ног в образно-игровой форме.
Учить расслаблять мышцы тела,
развивать
выразительность
движений.
Совершенствовать
танцевальные движения: прямой
галоп, пружинка, кружение по
одному и в парах. Обучать детей
умению двигаться в парах по кругу в

1-2
недели
ноября

21

Выполнение танцевальных
элементов,
упражнений,
проявление
манеры
и
характера
исполнения
движений,
восприятие
музыкального
сопровождения
Вытягивание ноги на носок
Элементы
музыкальной
грамоты
в
передаче
движениями
упр.
Комбинации
хореографических
движений.
Построение в круг и
передвижения по кругу в
различных направлениях.
Построение
врассыпную,
бег
врассыпную.
Перестроение из одной
шеренги в несколько по
ориентирам. Комбинации
хореографических
движений.
вытягивание ноги на носок.
«Я на солнышке лежу»
Свободное
раскачивание
руками
при
поворотах
туловища,
расслабление
рук, шеи, туловища в
положении сидя.

Танцевальные элементы и
композиции:
а) элементы движений и
танцевальные
этюды
русских, народных танцев;
б) хлопки в различных
ритмических рисунках;

танцах и хороводах.

3-4
недели
ноября

Направлено
на
развитие
координации движений рук, мелкой
моторики,
ритмического
слуха,
выразительности
движений.
Произвольного
внимания,
способности
к
импровизации.
Выступление на утренники

1-4
недели
декабря

Развитие выразительности движений,
творческого воображения, чувства
ритма,
координации
движений,
памяти и внимания. Выработать у
детей
красивую
осанку,
подтянутость,
внутреннюю
собранностью.

3-4

Побуждать

детей

в) хлопки по бедрам, по
коленям (для мальчиков);
г) характерные присядки.
Упражнения
для
ориентировки
в
пространстве. Построение в
шеренгу и в колонну.
Передвижение в сцеплении.
поскоки;
подготовительные
упражнения к переменному
шагу.
Комбинация
хореографических
движений.
Релаксация:
под
аудиокассету «Звуки живой
природы» - пение птиц –
продолжить учить умению
восстанавливать дыхание,
развивать пластику рук,
расслаблять все мышцы
тела,
будить
детское
воображение. Комбинация
хореографических
движений.

Спортивный
тренаж
«Делай, как я, делай лучше
меня» Построение в круг, в
два-четыре
круга,
выворачивание
круга,
ориентировка вправо-влево,
к
центру,
от
центра.Танцевальные
движения
(закрепление):
«пружинка», «пружинка» с
поворотом,
притоп
веселый
каблучок,
«ковырялочка» на прыжке,
подскок с притопом на
месте.
Комбинация
хореографических
движений.
поискам Поднимание рук на вдохе,

к
22

недели
января

1-2
недели
февраля

выразительных
движений
для свободное опускание рук –
передачи характерных особенностей на выдохе.
персонажа, выраженных в музыке.
(использовать
речитатив
«Сафидансе – 37)
(речитатив:
«Осанка»
(саф.83)
Речитатив на дыхание:
(саф.206 и 222 и еще 225 и
еще 264) . комбинации
хореографических
упражнений
Развитие
быстроты
реакции, различные вариации одного
внимания,
чувства
ритма, движения:
ходьбы,
способности к импровизации, умение наклонов,
поворотов,
выполнять прямой галоп адекватной прыжков;
а
также
оценки и самооценки. Развитие комплексы,
содержащие
гибкости
и
пластичности. чередование
двух
Выступление на развлечении
движений:
например,
прыжки и ходьба и т.п.

1-2
недели
февраля

Развитие гибкости и пластичности.
Развитие способности передавать
музыкальный образ, используя виды
движений.
Выступление
на
утренники

3-4
недели
февраля

Развитие коммуникативных навыков.
Ввести
в
сказочно-игровую
ситуацию, развитие координации
пальцев
рук.
Развитие
эмоциональной сферы и умения
выражать свои эмоции в мимике и
пантомимике – радость, грусть,
страх, тревогу, насмешку, сочувствие
и т.д.
Совершенствовать
плясовые Движения

1-2

23

ходьба – бодрая, спокойная,
на полупальцах, на носках,
на пятках, пружинящий.
Виды
шага
(совершенствование);
ознакомление:
галоп
вперед,
сужение,
расширение
круга
различными танцевальными
шагами:
пружинистым
шагом,
топотушками.
Комбинации
хореографических
упражнений
Танцевальная
игра
путешествие по станциям.
Комбинации
хореографических
движений.

–присядка,

недели
марта

движения
Развитие двигательных навыков.
укрепление
сводов
стоп
и
профилактику
плоскостопия.
Выступление
на
музыкальном
празднике.

3-4
недели
марта

Стимулировать
самостоятельное
выполнение танцевальных движений
под народные плясовые мелодии без
предметов и с предметами. Развитие
ориентировки
в
пространстве,
воспитание внимания, способности к
невербальному общению.

1-2
недели
апреля

Развитие умений ориентироваться в
пространстве
–
самостоятельно
находить свободное место в зале,
перестраиваться в круг, становиться
в пары и друг за другом.
Выступление на развлечении

24

ходьба – бодрая, спокойная,
на полупальцах, пятках,
пружинящим,
топающим
шагом,
«С
каблучка»,
вперед – назад, с высоким
подниманием
колена,
ходьба на четвереньках,
«гусиным
шагом»,
с
ускорением
Комбинация
хореографических
движений.
Основные
упражнения
прямыми
и
согнутыми
руками
и
ногами,
выполняемые под музыку.
работа
с
атрибутом.
Построение лицом в круг,
предмет
в
руках.
Приставные
шаги
в
сторону. Шаг с небольшим
подскоком.Стоя спиной к
опоре. развиваем пластику
рук, успокаиваем дыхание,
расслабляем мышцы рук,
ног, используя образы моря
и
дождя.
Комбинации
хореографических
упражнений
Легкий бег и кружения на
носочках
с
плавными
покачиваниями
рук
и
наклонами
корпуса;
подскоки с кружениями и
ритмичными махами рук;
тройные
прыжки
с
поворотами вправо-влево.
Комбинация
хореографических
движений.

III.Организационный раздел
3.1 Учебно – методическое и материально - техническое обеспечение
программы
Занятия

проводятся

в

музыкальном

зале

с

техникой

для

воспроизведения музыкального сопровождения.
Учебно-наглядные пособия: Детские музыкальные инструменты,
костюмы, литература по хореографии для детей. Атрибуты: кегли, обручи,
мячи разных размеров, скакалки, платочки.
Методическое обеспечение Программы:
1.Слуцкая С. Л. «Танцевальная мозаика». - М.: Линка - Пресс, 2006.
2. Скрипниченко «Чудо-ритмика»/ Программа по хореографии для
детей 4,5-6,5 лет, Соликамск, 2010. Барышникова Т.
3. Азбука хореографии. - СПб: Просвещение, 1996. Бриске И. Э. Мир
танца для детей. - Челябинск, 2005.
4. Ваганова А. Я. Основы классического танца. - Л.: Просвещение,
1980. Захаров В. М. Радуга русского танца. - М.: Вита, 1986.
5. Константинова А. И. Игровой стретчинг. - СПб.: Вита, 1993.
Константинова Л. Э. Сюжетно-ролевые игры для дошкольников. - СПб:
Просвещение, 1994.
6. Макарова Е. П. Ритмическая гимнастика и игровой танец в занятиях
стретчингом. - СПб: Искусство, 1993.
7. Пуртова Т. В. и др. Учите детей танцевать: Учебное пособие - М.:
Владос, 2003 Уральская В. И. Рождение танца. - М.: Варгус, 1982.
8. Фирилева Ж. Е., Сайкина Е. Г. «Са-фи-дансе»: Танцевальноигровая
гимнастика для детей. - СПб.: «Детство - пресс»,

25

3.2 Взаимодействие с родителями
Мероприятия

Срок

Ознакомление родителей с работой доп.услуги

сентябрь

«хореография» ; цели и задачи, форма одежды.
Консультации в рамках консультационного пункта

В течение года

Оказание информационной поддержки родителям и

В течение года

заинтересованность в проявлении таланта детей
Участие в совместных праздниках, выступлениях и

В течение года

конкурсах
Привлекать родителей к изготовлению костюмов к

В течение года

праздникам и конкурсам
Знакомство родителей с разноплановыми

В течение года

хореографическими композициями, расширение
представлений о хореографии, как о виде искусства и ее
связи с окружающей их жизнью
Вовлечение родителями ребенка в процесс

В течение года

музицирования для развития ритмических способностей
детей. Поощрение движений под музыку в семье
Отчетный концерт

май

26

Список использованных источников и литературы:
1. Барышникова Т.К. Азбука хореографии. – СПб., 1996.
2. Белкина С.И., Ломова Т.П., Соковнина Е.Н. Музыка и движение. – М.,
1984.
3. Гусев Г.П. Этюды. – М., 2004.
4. Звездочкин В.А. Классический танец. – Ростов н/Д., 2003.
5. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Праздник каждый день»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2007.
6. Каплунова И.М. и Новоскольцева И.А «Этот удивительный ритм»
«Композитор» - Санкт- Петербург, 2005.
7. Усова О.В. Развитие личности ребёнка средствам хореографии. Татр
Танца для детей 3-6 лет. Авторская программа. – Екатеринбург, 2001.
8. Ткаченко Т. Народный танец. – М., 1975.
9. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. Учите детей танцевать. –
М., 2003.

ДОКУМЕНТ ПОДПИСАН ЭЛЕКТРОННОЙ
ПОДПИСЬЮ
СВЕДЕНИЯ О СЕРТИФИКАТЕ ЭП
Сертификат

603332450510203670830559428146817986133868575836

Владелец

Габдуллина Залия Наилевна

Действителен

С 19.03.2021 по 19.03.2022

27


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».